Понятие о бюджете
Мы часто можем в обиходе встретить термины «бюджет», «государственный бюджет», «бюджет предприятия», «семейный бюджет». Что же такое бюджет? Экономический словарь дает следующее толкование этого термина:
«Бюджет – это совокупность всех расходов и доходов отдельного субъекта экономической деятельности, которые устанавливаются на определенный период времени».
Государственный бюджет представляет собой финансовый документ страны, в котором указаны источники всех поступлений в государственную казну, их размер, а также потребности, погашаемые за счет государства.
Основными функциями бюджета любого уровня являются контроль и ограничение действий руководства субъекта экономической деятельности; регулировка денежных потоков внутри системы (страны, региона, предприятия, семьи); определение финансовой политики субъекта экономической деятельности.
Бюджет состоит из двух важных составляющих – приходной и расходной частей. В конечном итоге экономическое значение бюджета заключается в том, что он играет решающую роль при определении потребительского спроса.
Виды бюджетов
Существует несколько разновидностей бюджетов. В Российской Федерации по территориальному охвату выделяют общефедеральный, региональный и муниципальный бюджеты. Кроме того существуют бюджеты отдельных предприятий и организаций. Вся совокупность этих бюджетов действует в правовом поле российского законодательства.
Кроме основных бюджетов существуют еще дополнительные и вспомогательные бюджеты. К вспомогательным бюджетам относят план капитальных затрат и кредитный план.
Дополнительные (специальные) бюджеты
Бюджеты принимаются и утверждаются, как правило, на следующий финансовый год (в России он соответствует календарному году). Но экономическая деятельность является довольно динамичной системой. Объективно может возникнуть необходимость внести изменения в статьи доходов и расходов с учетом изменившихся обстоятельств.
В подобных случаях принимается дополнительный бюджет. Что же это за документ?
Дополнительным бюджетом называют финансовый документ, который может быть составлен в текущем финансовом году с учетом дополнительных расходов, возникших уже после принятия и утверждения основного бюджета.
Кроме того дополнительные (или специальные) бюджеты позволяют рассмотреть калькуляцию отдельных статей и разделов основных бюджетов. Примером могут быть налоговый бюджет, бюджет чистой прибыли.
Количество и предназначение дополнительных (специальных) бюджетов определяются производственной необходимостью и организовываются решением руководства субъекта экономической деятельности (предприятия, отрасли, региона, страны).
Роль дополнительных бюджетов состоит в подготовке информации для формирования основных бюджетов, обработке итогов основных бюджетов их коррекции.
Отличие дополнительных бюджетов от вспомогательных состоит в том, что вспомогательные бюджеты принимаются по принятия и утверждения основных бюджетов, а дополнительные – только после утверждения основных бюджетов.
Основной бюджет предприятия может разделяться на внутрифирменные дополнительные бюджеты:
- бюджет на управленческий аппарат и управленческие расходы;
- бюджет на развитие технологий;
- на автоматизацию и т.п.
Кроме того, на предприятиях могут выделять такие дополнительные бюджеты, как:
- бюджет продаж;
- производственная программа (он же – производственный бюджет);
- бюджет прямых материальных затрат;
- смета общепроизводственных расходов;
- бюджет затрат труда и т.д.
При подобной детализации можно более строго контролировать расходы общего бюджета. Избегать неоправданного риска и неоправданных расходов. Главное требование к дополнительным бюджетам – строгая отчетность и прозрачность. Это позволит избежать коррупции и растрат бюджетных средств.