Понятие бюджета
Бюджет представляет собой количественное выражение плана, являющееся средством контроля выполнения планов и методов их регулирования. Основной бюджет компании охватывает обычно производственную сферу, реализацию продукции, распределение денежных средств и финансирование деятельности предприятия.
Бюджетирование в качестве метода управления в своем функционировании может выполнять несколько важных основных функций:
- Планирование деятельности компании в целом и ее подразделений,
- Суммирование и анализ всех коллективных предложений,
- Разработка проекта бюджета,
- Расчет вариантов планов,
- Внесение корректировок,
- Окончательное утверждение плана, проектирование коммуникационной обратной связи при учёте изменяющихся условий.
В полные бюджетные системы включаются проектные и учетные данные, которые применяются в процессе планирования, контроля, оценки результатов деятельности и совершенствования процесса производства, калькулирования оценки запасов. Бюджетирование, как и классификация затрат, должно отвечать соответствующим целям управления.
Преимуществами бюджетирования являются:
- обязательное краткосрочное и долгосрочное планирование ресурсов организации,
- вычисление поведения конкурентов на рынке,
- программирование текущего рыночного спроса на товар.
Эти стратегические аспекты формируют планы и бюджеты всех уровней с разной периодичностью.
Большое внимание при разработке бюджетов (плана и смет) необходимо уделять прогнозированию выручки в процессе реализации.
Прогноз должен быть реализован в план после анализа следующих факторов:
- Объема продаж предыдущего периода,
- Экономических и производственных условий,
- Зависимости продаж от ВНП,
- Уровня доходов населения, а также занятости и цен,
- Прибыльности продукции, уровня рентабельности,
- Исследования рынка и политики цен,
- Маркетинговых исследований,
- Качества выпускаемой продукции,
- Производственных мощностей.
От программы сбыта необходимо переходить к программе производства и рассчитывать нормативное уравнение запасов готовой продукции.
Бюджетирование как часть управленческого учета
Основная часть управленческого учета – бюджетирование и анализ гибкого бюджета для формирования релевантной информации в процессе управления компанией. На его основе происходит повышение прибыли и финансовой стабильности предприятия. Бюджетирование включено в состав такой основной функции управления, как планирование.
По этой причине оно присутствует во всех эффективных системах управления и необходимо для постановки конкретных целей планирования деятельности предприятия. Отдельными задачам бюджетирования является информационное обеспечение процесса производства и реализации, недопущение процессов движения активов и пассивов вне планируемых целей и задач, недопущение лишних расходов, мотивация сотрудников, контроль и координация, работы по своевременному исполнению плана и др.
Система всех бюджетов дает возможность руководству увидеть полную картину перспективной деятельности организации: материальных потоков, структуры затрат, финансовых потоков, инвестиций и др. Утвержденный бюджет способен формализовать деятельность всех подразделений, организовать ее функционирование в соответствии с общими целями компании, повысить ритмичность бизнес-процессов, которые протекают в компании.
Структура любого бюджета - многоступенчатая модель статей и показателей плана за соответствующий период времени. Бюджет является финансовым документом установленного формата, который может иметь форму бухгалтерского отчета, поскольку составляется на перспективу.
Качество бюджетирования можно определить по структуре бюджета, по составу бюджетных статей, согласованности бюджетов между собой, наличия регламента, который определяет функции бюджетов, и управленцев, участвующих в системе бюджетирования.