Потребительское поведение в экономике
Потребительское поведение – это метод действий и реакций, который использует субъект экономики, вступая в экономические отношения.
Отдельное направление в науке, занимающееся изучением потребительского поведения, возникло в пятидесятые годы двадцатого века. Оно сформировалось на базе маркетинговых исследований. Специфика этого научного направления проявляется в его междисциплинарном характере. Оно находится на стыке психологии, антропологии, этнографии, социологии и маркетинга. Целью изучения поведения потребителя является выявление психологических факторов, определяющих его действия. В исследовании учитывается каждый аспект действий от момента принятия решения до совершения покупки и конечного потребления блага покупателем. На потребительское поведение могут влиять специалисты, причастные к созданию корпоративного образа. Но, точно предсказать реакцию потенциального покупателя невозможно. Расширение знаний о поведении человека в экономике стало возможным благодаря применению этнографических знаний.
Развитие информационных технологий и программного обеспечения позволило внедрить продукты, аккумулирующие информацию о каждом покупателе. На основе собранных данных руководители предприятий выстраивают стратегию взаимодействия с потребителями, либо вносят коррективы в уже существующий план. С помощью баз данных проводится рыночная сегментация, может вырабатываться персонализированный подход к каждому покупателю.
Поведение потребителя во многом определяет изменение совокупного спроса, который состоит из реакций каждого домашнего хозяйства. Если производитель выпускает продукт, в котором рынок не заинтересован, то он не сможет получить значимый доход или иную коммерческую выгоду. Именно поэтому практически каждое предприятие вкладывает средства в изучение поведения потребителей, разработку маркетинговой стратегии и тактики взаимодействия с постоянными и будущими клиентами.
Поведение потребителя в рыночной экономике
Рыночная экономика отличается свободой действий каждого участника. Продавцы и покупатели самостоятельно определяют стратегию своего поведения, независимы в построении экономических отношений друг с другом. Цель потребителя – удовлетворить свои потребности и преодолеть нехватку чего-либо через поиск и приобретение блага, способного закрыть его дефицит. Потребительский выбор определяет поведение покупателя, раскрывает принципы взаимодействия спроса и предложения. При изучение потребительского поведения учитывается, что конечный совокупный спрос состоит из множество решений каждого отдельного домашнего хозяйства.
В экономической теории используется два подхода к изучению потребительского поведения:
- Кардиналистский подход, основанный на предельной полезности.
- Ординалистская теория, основанная на кривой безразличия.
Полезность для покупателя заключается в способности блага удовлетворить его текущие потребности. В анализе применяют общую и предельную полезность. Общая выражает совокупность полезностей всех приобретенных товаров. Предельная показывает полезность от каждой дополнительно купленной единицы товара или услуги. При этом, показатель общей полезности снижается при условии, что предельная полезность каждого последующего блага уменьшается.
Насыщая свои потребности, покупатель перестает покупать много товаров. Чтобы удерживать интерес клиента, производитель постепенно снижает стоимость на продукцию с целью стимулировать интерес покупателей. Долгое время классическая наука считала, что покупатель действует рационально, как и любо другой субъект хозяйствования. То есть, он руководствуется экономическими законами. Потребительское поведение в этом случае выражается в рациональном распределении доходов для удовлетворения всех текущих нужд. Предельная полезность блага, приобретенного за денежную единицу, должна быть равна предельной полезности другого блага в тех же денежных единицах. Покупатель руководствуется своим вкусом, ценой у конкурентов, имеющимися в распоряжении средствами.
Поведение потребителей в современной науке не считается рациональным, поэтому большое число специалистов и технологий задействовано в изучении потребительского спроса. Чтобы увеличивать свою выручку необходимо знать несколько фактов о поведении человека:
- Покупатель не всегда осознает, что побудило его совершить покупку.
- Потребитель нередко путает свои истинные желания с навязанными, поэтому он может совершить покупку далекую от его изначальных предпочтений.
- Потребитель способен изменить свое решение в любой момент.
Понимание потребительского поведения дает предприятию возможность управлять покупательским спросом, предлагать свои товары и услуги таким образом, что выручка будет только расти.
К факторам, определяющим поведение покупателей, относят культуру, субкультуру, принадлежность к социальному классу, влияние лидеров мнения и семьи, роли и статус в обществе. Так же выбор во многом определяется возрастом, родом занятий, экономическим положением, типом личности, мотивацией. Именно поэтому, в современной системе рыночных отношений покупатель является центральным звеном. Специалисты выделяют три аспекта потребительского поведения сегодня:
- Рациональность. При выборе покупатель обычно соотносит свои доходы и желания.
- Независимость принятия решения. Покупатель действует самостоятельно.
- Неограниченность выбора. Покупатель имеет доступ к большому количеству однородной продукции.
При вынесении решения покупатель опирается на личные пристрастия, интересы, полезность и цену продукта. Поведение при этом может быть сложным, неуверенным, привычным, поисковым. Помимо личностных предпочтений, потребитель подвергается влиянию социальных и психологических факторов. Природно-климатические и национальные факторы так же играют значительную роль.