Сущность понятия «потребность»
Потребность – это состояние дискомфорта, связанное с недостаточностью чего-либо.
Потребность представляет собой функциональную или психологическую нужду, характерную для отдельного человека либо целой социальной группы, общества. Она является внутренним активатором действия. Проявляться потребность может по-разному, в зависимости от сложившихся обстоятельств.
Характерные свойства потребности:
- Эмоционально окрашенное желание.
- Влечение или стремление.
- Побуждает к деятельности.
Потребности возрастают в ходе роста и развития человека. Стоит отметить, что удовлетворение одних потребностей стимулирует появление других. То есть, потребности человека являются безграничными. Основной механизм запуска потребности – чувство неудовлетворенности.
Дискомфорт заставляет человека действовать, что называется мотивацией. В определенный период времени человек вырабатывает понимание своих потребностей, поэтому они становятся характерными чертами его характера.
Потребности связывают с желаниями, которые определяются культурным уровнем, личностью индивида, а также историческими, климатическими и другими факторами территории, на которой личность проживает. Удовлетворение потребностей происходит с помощью благ. Они обеспечивают нормальное функционирование и жизнеспособность человеческого организма. Потребности характерны для всех живых организмов, они позволяют выжить и создать комфортные условия существования.
Таким образом, потребности являются основной движущей силой человеческой активности. В экономике они формируют спрос, под который подстраиваются производители. Если производители не будут учитывать особенности потребительских потребностей, то их товар с большой долей вероятности не будет куплен.
Классификация потребностей в экономике
Исследованием потребностей разнимались разные ученые. Многие экономисты пытались понять причины мотивации покупателей, чтобы суметь разработать подходы для организации эффективных продаж. Представители неоклассической школы полагали, что все потребности можно разделить на:
- Абсолютные.
- Относительные.
- Высшие.
- Низшие.
- Срочные.
- Отложенные.
- Настоящие.
- Будущие.
В экономике потребности обычно делят на первичные и вторичные. Первичные представляют собой основные потребности жизнедеятельности человека. Вторичные возникают в ходе культурного развития человека. Стоит отметить, что нет общей грани разделения первичных и вторичных потребностей для каждого человека.
Другим способом все потребности можно разделить на физиологические, потребности в социальных контактах, потребность в уважении, необходимость в саморазвитии. Эту иерархию потребностей разработал Маслоу. Он считал, что переход на более высокий уровень потребления возможен только при условии, что базовые потребности будут закрыты. Сложность прогнозирования потребностей заключается в том, что они индивидуальны для каждого человека. Кроме того, экономисты достаточно долго полагали, что человек ведет себя рационально с экономической точки зрения. На самом деле, человек чаще руководствуется сиюминутными решениями.
Обществом создаются социальные и интеллектуальные потребности. Они связаны со сложными целями существования человека, а именно, с самореализацией в карьере, культурным обогащением и так далее. Структура социальных потребностей опирается на технические возможности и экономическую целесообразность принимаемых действий.
Потребности как движущая сила экономики
Производство и потребности связаны напрямую. Они взаимодействуют друг с другом, оказывая взаимное влияние. Однако, как было указано выше, потребности человека безграничны. Они постоянно растут и видоизменяются. Влияние производства на потребности происходит в следующих направлениях:
- Оно создает преимущества для потребителя, что дает ему возможность достичь своих целей.
- Оно влияет на экономику и быт человека.
- Оно определяет методы потребления.
Получается, что производство создает определенный тип потребления. Но потребление формирует спрос, который так же влияет на экономику производителей. Потребности, являясь внутренним мотивом, становятся руководством к творческой деятельности. Они очень быстро изменяются качественно и количественно. Экономическая активность населения является сложным комплексом различных решений, желаний, событий и явлений. Производство же остается частью социальных процессов. Разнообразие человеческих потребностей сложно учесть и спрогнозировать, поэтому производители ориентируются на общие потребности. Специализация на отдельных видах деятельности позволяет удовлетворить более узкие желания клиентов.
Появление денег дало возможность свести разнообразие желаний к одному знаменателю. Для получения прибыли производителю необходимо получить выручку, а значит, реализовать весь созданный товар. Возникает необходимость знать наверняка о желаниях покупателя, чтобы повысить вероятность сбыта всей произведенной продукции. На предприятии создается отдел маркетинга, который не только вырабатывает стратегию продаж, но и занимается анализом рынка и предпочтений потребителей.
Спрос всегда определяет предложение. Учет его особенностей позволяет успешно конкурировать на рынке в долгосрочной перспективе. Если потребности действующих и потенциальных покупателей не учитываются, то реализация готовых благ находится под угрозой. Недополучение же дохода приведет к финансовой нестабильности, а значит, к угрозе формирования убыточности производства и вероятному банкротству.