Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Совершенная ценовая дискриминация

Типы ценовой дискриминации

Замечание 1

В экономическую теорию термин «ценовая дискриминация» был введен в начале 20-го века ученым А.Пигу, однако, само явление встречалось и ранее.

А.Пигу выделял три типа дискриминации по ценам:

  • Совершенная ценовая дискриминации (первой степени). В данном случае различные товарные единицы реализуются по разной стоимости разным потребителям. При этих условиях потребительский выигрыш совершенно отсутствует, поскольку в полном объеме присваивается монополистической структурой.
  • При ценовой дискриминации второй степени цены меняются в соответствии с количеством приобретаемых товаров. Примером является покупка больших объемов продукции, т.е. оптом, при которой стоимость на товары будут ниже, чем при покупке в розницу.
  • Дискриминация по ценам третьей степени базируется на продаже товаров различным группам клиентов. Плата за проезд в общественном транспорте для лиц, имеющих транспортные карты, будет ниже, чем для пассажиров без них. Эта ситуация описывает ценовую дискриминацию третьей степени.

Совершенная ценовая дискриминация

Рассмотрим подробнее совершенную ценовую дискриминацию.

Определение 1

Совершенная дискриминация по ценам связана с возможностью установления продавцом разных цен для каждой продаваемой единицы продукции. Отдельный покупатель платит за дополнительные единицы продукции свою цену, которая равна индивидуальной стоимости спроса.

Однако, почти не существует возможностей для проведения в практической деятельности совершенной ценовой дискриминации.

Для рассмотрения данного вида дискриминации, предположим, что арбитраж отсутствует и продавец располагает наиболее полными сведениями о всех потребителях своих товаров, он знает все кривые спроса для потребителей, то есть осведомлен о их готовности платить. В реальной жизни такое возможно вряд ли, именно поэтому этот тип ценовой дискриминации по большей части является теоретическим развитием событий.

При установлении производителем единой цены на продукцию, используется в большинстве случаев линейная схема ценообразования, а именно, линейный тариф $T(1)(q)$ (Рисунок 1). Под линейным тарифом понимается общая сумма средств, которую должен заплатить покупатель в зависимости от приобретаемого количества продукции. $T(1)(q) = pq$. В данной ситуации прибыль монополиста будет равняться $П = p(m)q(m) – C(q(m))$.

«Совершенная ценовая дискриминация» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ценовая дискриминация. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Ценовая дискриминация. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

В случае наличия возможности у монополиста осуществлять ценовую дискриминацию, он еще больше повышает свои доходы за счет потребителей, присваивая потребительский излишек полностью или его часть. При совершенной дискриминации по ценам фирма-монополист будет присваивать полностью тот излишек, который имел бы место быть на рынке с совершенной конкуренцией. Каждая единица продукции при этом будет продаваться покупателям по тем максимальным ценам, которые они готовы заплатить за данный товар. При обозначении покупательской готовности оплачивать данную единицу продукции за $r$, а установив цену за отдельную единицу $p = r$, фирма-монополист будет осуществлять продажу данных товаров по максимально возможным ценам и присваивать полностью излишек потребителей.

Другими словами, присвоение в полном объеме потребительского излишка выражается в продаже не меняющегося определенного количества за стоимость, которая максимально возможна. Эта ситуация характеризует ценообразование в соответствии с принципом «бери и уходи». Добиться таких результатов возможно при помощи использования не линейной, а афинной схемы ценообразования. При такой схеме существует двухставочный тариф $T(q) = A + pq$, где под $A$ понимается некоторая зафиксированная надбавка.

Представим, что $n$ – это количество потребителей данной продукции, у каждого из которых одинаковые кривые спроса линейного типа $q = D(p) / n$, и они известны фирме-монополисту. В таком случае функция рыночного спроса будет иметь вид $q = D(p)$.

Совершенный тип ценовой дискриминации изображен на рисунке 2. Фирма-монополист достигает максимального значения своего дохода при присвоении всего потребительского излишка, который обозначен площадью $CS$. Однако, как и фирма-конкурент, монополист будет осуществлять производство продукции до того момента, когда предельные издержки для последней единицы товара не будут равны его стоимости. Производимые объемы будут равны $q(c)$.

Совершенная дискриминация по ценам. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Совершенная дискриминация по ценам. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Вторым слагаемым в выражении прибыли является производственный излишек $PS$ на рынке с совершенной конкуренцией. В этом случае доход фирмы-монополиста при проведении совершенной дискриминации по ценам будет выражаться в общественном излишке на рынке с конкуренцией $SW = CS + PS = П$. Это значит, что дискриминация по ценам первой степени позволяет максимизировать общественное благосостояние, общественные потери, как в монопольном рынке, не происходят. В этой связи распределяться возникший общественный излишек будет другим образом. Он в полном объеме достается фирме-монополисту, а $CS = 0$.

Проявление совершенной ценовой дискриминации в практической деятельности

Ярким примером совершенной дискриминации по ценам является деятельность квалифицированного врача, который практикует в небольшом городе. В своей области он единственный врач, а, следовательно, имеет монопольное влияние, назначает своим пациентам различную стоимость на одни и те же услуги в зависимости от их социального положения, т.е. способности платить.

Подобные ситуации возникают в случаях предоставления своих услуг юристами-профессионалами или бухгалтерами, которые составляют налоговые декларации по заказу состоятельных клиентов. Они располагают возможностью оценки размеров дохода клиентов и могут запросить вознаграждение, соответствующее их платежеспособности.

Дата последнего обновления статьи: 02.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot