Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические методы ценовой дискриминации

Содержание ценовой дискриминации

Очень часто предприятия связывают свои основные цены со специфическими особенностями различных потребителей, модификациями продукции или различиями в стандартах. Однако о дискриминации по ценам следует говорить в случаях предложения фирмами одинаковых продуктов или услуг по разной стоимости различным покупателям.

Определение 1

Под термином «дискриминация» понимается различие. Таким образом, дискриминация по ценам – это установление различных цен на одни и те же товары, учитывая, что образование цен не зависит от издержек, связанных с их производством.

В данной ситуации речь идет о специфическом методе образования цен фирмой-продавцом. При дискриминационном поведении по ценам продавец использует все возможные варианты установления максимальной стоимости для каждой единицы продукции. Это означает, что дискриминации может быть подвержен как один и тот же потребитель, так и различные.

Стоимость по реальным договорам в обычных ситуациях различается одна от другой из-за несовпадения условий транспортировки, страхования, упаковки, предоставляемых кредитов, дополнительных услуг, комплектации или же индивидуальных предпочтений в изготовлении. В случае оплаты покупателем особенностей индивидуальных договоров, которые требуют соответствующих расходов, различия в цене не относятся к дискриминационным. Напротив, уплачивая за то, что не предполагает дополнительных издержек, клиент подвергается дискриминации по цене.

Замечание 1

Однако ценовая дискриминации вовсе не означает, что нарушаются законы обмена на рынке, и она характерна не только для развивающихся, молодых рыночных структур, но и для отраслей с высокой степенью развития отношений на рынке.

Условия для существования дискриминации по ценам

Поскольку под ценовой дискриминацией понимается такая стратегия образования цен, при которой потребитель уплачивает различную стоимость за одну и ту же продукцию, существуют и условия, при которых проводится дискриминация по ценам. Главной особенностью является невозможность осуществления данного типа дискриминации на совершенно конкурентных рынках.

«Психологические методы ценовой дискриминации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Перечислим характерные условия для проведения дискриминации по ценам, которые должны существовать одновременно:

  1. Рыночное несовершенство. Дискриминация по ценам возможно в случае существования некоторой степени рыночного несовершенства. Отдельная фирма имеет возможность разделения своего рынка на отдельные сегменты и его сохранения только в случае его несовершенства. Потребители не перемещаются из одной рыночной сферы в другую по причине отсутствия информации или инерции.
  2. Существует соглашение между фирмами, находящимися в конкуренции. Дискриминация по цене имеет место в случае наличия у продавца монопольной власти или же соглашения между конкурентами о реализации продукции по разной стоимости различным покупателям. Это становится возможным, когда происходит продажа прямых услуг.
  3. Наличие географических и тарифных барьеров. Ценовая дискриминация может осуществляться при географических различиях. Фирма-монополист может дискриминировать местных покупателей по отношению к иностранным, реализуя продукцию на внешних рынках по более низкой стоимости, чем на внутренних.
  4. Отсутствие информации у покупателей. Возникновение дискриминации происходит при продаже товаров мелкими производителями по заказу. Они устанавливают разную цену для различных клиентов в соответствии с их интенсивностью спроса на продукцию.
  5. Различия между продукцией, созданные искусственным путем. Фирма-монополист имеет возможность создания искусственных различий, показывая одну и ту же продукцию по-разному. Товары могут представляться под разными наименованиями, в разной упаковке.
  6. Отличия в спросе. Для проведения дискриминации по ценам спрос на отдельных сферах рынка должен иметь значительные различия. Разная стоимость может взиматься на отдельно взятых рынках, базируясь на отличиях в эластичности спроса. В случае наиболее эластичного спроса взимается низкая цена, а при менее эластичном спросе присутствует высокая цена.

Большую актуальность в современных условиях имеют вопросы полезности дискриминации по ценам как для рынка в целом, так и для отдельных его участников. К положительным сторонам относится возможность у производителя максимизировать свой доход, который может быть направлен на повышение инвестиционной активности в каких-либо полезных сферах. При ценовой дискриминации выигрывают некоторые потребители, которые имеют возможность приобретать товары по более низким ценам. Также к положительной стороне относится возможность управления потребительским спросом.

К недостаткам дискриминации по ценам относятся:

  • уменьшение потребительского излишка;
  • высокая цена для отдельных клиентов;
  • возможная несправедливость, поскольку некоторые группы потребителей, которые приобретают товары по более низкой стоимости, могут быть гораздо состоятельнее других групп, приобретающих по более высокой.

Психологические особенности дискриминации по ценам

Замечание 2

При проведении дискриминации по ценам могут учитываться психологические особенности, которые имею место при восприятии стоимости товаров потребителями. Сюда относится всевозможная внутренняя реакция потребительской структуры на уровень цен и степень их изменения, в таком случае устанавливаемые цены характеризуются как психологические.

Основными психологическими методами дискриминации по ценам являются:

  • Эффект Вебера-Фешнера. Потребительское восприятие исходного уровня цен влияет на оценку изменения стоимости, ценовые скидки и ценовые различия между конкурирующей продукцией. Примером является высокая оценка скидки в 50 руб. для продукции стоимостью 350 руб., чем для продукции стоимостью 1350 руб.
  • Эффект «странных цифр». Стоимости товаров, оканчивающаяся на цифры 5 или 9, притягивает покупателя к осуществлению покупки.
  • Эффект «якоря». В данном случае на товары, которые покупатель выбирает в первую очередь, т.е. «якорь», назначается низкая цена, для того, чтобы потребитель оценил данный магазин с относительно низкими ценами. А на другую продукцию, не относящуюся к данному типу, устанавливается более высокая цена для компенсации потерь по товарам-якорям.
Дата последнего обновления статьи: 03.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot