Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Монополия и ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация в монополистической структуре

Экономическая деятельность в реальной жизни всегда предполагает наличие группы потребителей с различным уровнем эластичности спроса на одну и ту же продукцию. Примером является использование большинством населения телекоммуникационной связи при дорогостоящих минутах телефонных разговоров. Однако стоимость телефонных разговоров может быть насколько высокой, что некоторая доля клиентов, например люди пожилого возраста, будут вынуждены отказаться от услуг телефонной компании.

Первый случай характеризуется жесткой эластичностью, поскольку потребители отдают любые средства за предоставляемые услуги, второй случай отличается эластичным спросом, т.к. многие клиенты откажутся от телефонной связи из-за высокой стоимости разговоров. Если в населенном пункте расположена телефонная станция, которая имеет абсолютную власть над сферой телефонных услуг, то она имеет возможность устанавливать определенную цену для каждой группы потребителей, которая отличается от цены, уплачиваемой другими группами. Таким образом образуются субрынки, в которых преобладает отдельная, специфическая стоимость на товары монополии.

Замечание 1

Особенностью подобных рынков является невозможность перепродажи продукции группами потребителей, для которых стоимость монопольных товаров ниже, группам покупателей, для которых назначается более высокая цена. Вследствие этого образуется дискриминация по ценам.

Предприятие, которое имеет монопольную власть, осуществляет ценовую дискриминацию с целью получения большего дохода. В экономической теории существуют различные степени дискриминации по ценам:

  1. Совершенная дискриминация по ценам (первой степени);
  2. Дискриминация по ценам второй степени;
  3. Дискриминация по ценам третьей степени.

Однако их специфика не изменяется. При помощи ценовой дискриминации перераспределяется общая выручка, которая получена при реализации любого объема товаров группам потребителей со спросом неэластичного типа в пользу групп потребителей со спросом эластичным.

При дискриминационной монополии происходит выравнивание цены и предельного дохода. Осуществление дискриминации по ценам не несет в себе убытков из-за разницы в стоимости на весь объем прошлого выпуска продукции.

«Монополия и ценовая дискриминация » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Изучение монополии, осуществляющей дискриминационную политику в ценах, имеет важное значение для практической деятельности, так как управленческий состав крупных корпораций должен решать самые сложные процессы в ценообразовании. Рассматриваемая отрасль не обязательно должна содержать только одну фирму, располагающую рыночным влиянием. Для многих отраслей характерно наличие нескольких компаний, при этом каждая из них находит свои пути к потребителям. Как правило, компании не ограничивают средства для получения необходимой информации о потребителе: его доходах, предпочтениях в цене, предпочтениях для конкретной ситуации и т.п. Для того чтобы определить цену, фирме необходимо рассчитать эластичность спроса. Главным условием является установление фирмой объемов выпуска продукции и назначение ее стоимости для разных групп покупателей, основываясь на всесторонних данных о потребительском спросе.

Замечание 2

Идеальное положение фирмы на рынке – дифференцированная цена для каждого потребителя. Хотя, реальная действительность делает это возможным лишь при исключительных случаях.

Необходимые условия осуществления дискриминации по ценам

Для проведения фирмой-монополистом дискриминации по ценам необходимо создание следующих условий:

  • Фирма должна иметь возможность поделить потребителей на группы, в зависимости от эластичности спроса на продукцию. Для тех покупателей, спрос у которых высоко неэластичен, будет установлена высокая стоимость, а для покупателей с низкой эластичностью спроса – более низкая.
  • Продукция не должна перепродаваться, так как свободное передвижение товаров с более дешевых рынков на дорогие приведет к образованию единой стоимости, что нехарактерно для дискриминации по ценам.
  • Покупатели должны быть идентифицируемы.

Установление цен на товары фирмой-монополистом может зависеть от:

  • Качества продукции;
  • Объемов потребления (скидок оптовым клиентам);
  • Доходов покупателей, если они известны фирме;
  • Времени приобретения товаров (первая или вторая половина дня, будни или же выходные дни, начало или окончание сезона).

Таким образом одна и та же продукция может иметь множество цен, которые не связаны с различием в издержках.

Возможные последствия дискриминации по ценам

Ценовую дискриминацию нельзя оценить однозначно, как положительное или отрицательное событие, она имеет как позитивные, так и негативные стороны. Можно по-разному оценить влияние дискриминации по ценам на продавца-монополиста и его клиентов в каждой отдельной ситуации. Влияние ценовой дискриминации на рынок и экономическую сферу страны в целом можно проследить в следующем:

  • Объемы продаж «ломают» лимиты, которые были установлены монополией, разный уровень цен приближает их к значению при свободной конкуренции.
  • Некоторая продукция не могла бы реализоваться без ценовой дискриминации.
  • Продукция становится доступной для разных слоев населения (льготы, скидки пенсионерам, клубные карты и т.п.)
  • При дискриминации по ценам между отраслями происходит перераспределение ресурсов (обычно является нежелательным).
Замечание 3

Влияние последнего фактора может негативно отразиться на экономике страны, поэтому государство старается обеспечить контроль процессов дискриминации по ценам. В отдельных странах некоторые виды ценовой дискриминации запрещены законодательством.

Дата последнего обновления статьи: 04.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot