Общая характеристика признаков экономической интеграции
Экономическая интеграция – это объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики.
Исходя из приведенного определения, можно выделить основные признаки экономической интеграции как явления:
- возникновение взаимопроникновения и переплетения производственных процессов стран-участниц. Речь идет не просто о закупке сырья предприятиями одной страны в другой стране, а о более глубоком проникновении, более тесной взаимосвязи;
- изменения в структуре экономик стран-участниц, выражающиеся в усилении специализации и кооперации в рамках объединения, приоритетная ориентация на союзников по объединению, а не третьи страны;
- уменьшение (вплоть до полного устранения) ограничений, накладываемых на движение товаров и услуг, а также факторов производства – капитала, трудовых ресурсов – между странами, участвующими в интеграции;
- согласование по вопросам экономической политики;
- сближение правых полей стран, а также системы стандартов и норм;
- осуществление целенаправленного регулирования процессов интеграции, создание специализированных органов управления, наднациональных органов.
Признаки различных форм экономической интеграции
Международная экономическая интеграция может быть реализована в различных формах. Рассмотрим их, начиная с наименее тесных, связанных с наименьшим переплетением и взаимопроникновением экономик.
Преференциальные торговые соглашения предполагают, что страны-участницы предоставляют друг другу более благоприятный режим торговли по сравнению с третьими странами. Речь может идти как о конкретных продуктах (или продукции определенных отраслей), так и о генеральных соглашениях. Как правило, соглашения предусматривают снижение пошлин.
Зона свободной торговли – это уже не сокращение, как в рамках преференциальных торговых соглашений, а полная отмена таможенных тарифов при осуществлении торговли между странами-участницами. Таможенные тарифы по отношению к третьим странам каждая страна сохраняет свои.
Если таможенные тарифы стран-участниц значительно различаются, то фирмы из третьих стран могут ввозить свои товары в страну с высокими тарифами через фирмы-посредники в стране с более низкими тарифами.
В таможенном союзе страны-участницы осуществляют единую внешнеторговую политику, тарифы по отношению к третьим странам устанавливаются на одном уровне.
Общий рынок в дополнение к признакам таможенного союза подразумевает свободу движения не только товаров между странами-участницами, но и капитала, и трудовых ресурсов. Люди из одной страны свободно могут работать в другой.
Признаком экономического союза по сравнению с общим рынком является согласование проводимых странами экономических политик (уже не только по отношению к третьим странам, но внутренних).
Наиболее глубокой формой интеграции является полная экономическая и политическая интеграция, когда страны проводят единую экономическую политику, унифицируют правовое поле.
Как правило, интеграция происходит постепенно, проходя указанные стадии. Введение определенных преференций способствует усилению связей, углублению взаимопроникновения. Фирмы – в том числе крупные, обладающим реальным политическим влиянием – настаивают на упразднении пошлин. Затем выравниваются внешние таможенные тарифы. Усиление взаимосвязи в производственных цепях начинает требовать свободного перемещения людей и капитала, а взаимопереплетения экономик – согласования мер и инструментов экономической политики.