Общее понятие религии
Сам термин «религия» имеет латинские корни и в дословном переводе с латыни означает «соединять, связывать». Сегодня это понятие является одной из сложнейших философско-мировоззренческих категория. Имея длиннейшую историю развития, данный феномен не познан до сих пор.
Под религией в общем смысле следует понимать определенную систему взглядов, обусловленную верой в сверхъестественное. Как правило, религия включает в себя целый свод моральных норм, типов поведения, обрядов и культовых действий. Людям, придерживающимся одной религии, свойственно объединяться в организации, будь то религиозная община, сангха или церковь.
Религия представляет собой сложную многоуровневую систему, основными структурными элементами которой являются:
- религиозное сознание, которое принято отождествлять с верой;
- система культа и поклонения;
- догмы религии;
- религиозная деятельность;
- религиозные институты и организации.
На протяжении многих сотен лет религия является частью общественной жизни. Считается, что по своей форме она тесно связана со способом общественного воспроизводства.
Основные виды мировых религий представлены на рисунке 1. Каждая из них имеет множество течений.
Рисунок 1. Мировые религии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Любая религия тесно переплетается со многими сферами жизнедеятельности общества. Она же имеет тесные связи с экономикой, политикой, философией, социологией, антропологией и иными отраслями научных знаний. В современной науке имеет место быть такая отрасль знаний как «экономика религий». Рассмотрим ее сущность и содержание более подробно.
Сущность экономики религий
Под экономикой религий в большинстве случаев принято понимать научную дисциплину, которая сформировалась на основе применения методов и теорий экономических наук к изучению религиозных феноменов.
В основе экономики религий лежит две группы исследований (рисунок 2).
Рисунок 2. Исследования, лежащие в основе экономики религий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проводимые учеными исследования позволили выявить наличие двусторонней причинно-следственной связи между религией и экономикой. Это означает, что они оказывают взаимное влияние друг на друга.
В первом случае речь идет о микроэкономике религиозных явлений, которая охватывает вопросы, касающиеся производства и потребления духовных благ, формирования человеческого капитала в контексте религии, образования религиозных групп и институтов, а также анализа межконфессиональной конкуренции.
Во втором случае имеет место быть эконометрический анализ эффектов религии, которые более подробно будут рассмотрены в следующем разделе. Само по себе направление занимается изучением различных прямых или опосредованных статистических взаимосвязей между религией и экономикой. В частности речь идет об изучении вопросов, связанных с:
- дифференциацией доходов и других индивидуальных характеристик верующих;
- взаимосвязью темпов роста экономики и объемов общественных благ, предоставляемых правительством и т.п.
Отдельные исследования в области экономики религий проводились еще А.Смитом. С тех пор данная наука развивалась, расширялась и совершенствовалась. Сегодня она представляет собой самостоятельную область знаний, научные результаты которой используются другими смежными науками.
Рассмотрим экономические эффекты религий более подробно.
Экономические эффекты религий
История общественного развития Европейского общества доказала связь между распространением религий и общим ростом экономики, который в значительной степени был обусловлен общим повышением уровня грамотности.
Первые попытки качественного описания эффектов религии экономического порядка относятся к научным трудам немецкого социолога М. Вебера. В одной из своих работ он вынес тезис о влиянии протестантской реформации на развитие экономического менталитета общества, которому были присущи такие черты как хозяйственность, бережливость и усердие.
Согласно его теории становление и развитие подобных ценностей укрепляло мотив накопления богатства, ослабляя мотив неприятия риска, и в целом привело к переходу на капиталистический уклад жизни. Эмпирическая проверка теории не смогла доказать ее правоту, однако в частных случаях предположения М. Вебера оказались верны. Протестанты, находясь в религиозном мышлении, действительно склонны проявлять большее рвение к предпринимательству.
В последующие годы данное исследовательское направления развивалось. Интерес к выявлению взаимосвязей между религиозной и экономической сферами жизни общества лишь рос. Отдельного внимания заслуживают экономические эффекты религии на индивидуальном уровне.
Произведённые исследования доказали наличие взаимосвязи между индивидуальными характеристиками представителей человеческого общества и их конфессиональной принадлежностью и степенью вовлеченности в духовные практики. Так. Например, Б. Чисвик в своих трудах доказал, что американцы иудейского вероисповедания склонны к обладанию более высоким доходом, нежели прочие американские граждане. В значительной степени это объясняется высоким уровнем образования, который свойственен последователям традиционной еврейской религии. Однако влияние духовного опыта на экономические характеристики индивидов может быть не только прямым, но и опосредованным.
Наукой доказано, что общая продуктивность использования времени выше у тех молодых афроамериканцев, что посещают церковь. Как правило, они чаще посещают школу и ходят на работу. Преступность, наряду со склонностью к психоактивным веществам и алкоголю, в их кругах снижается.
Помимо прочего учеными доказано наличие зависимости между предрасположенностью индивидов к разводам, суицидам и совершению преступлений и их участием в религиозной жизни.
Описанные выше явления наполнены конкретным экономическим содержанием, которое более подробно раскрывается в таких дисциплинах, как экономическая демография и экономика семьи. В современном мире вопросы религии проецируются и на экономику здравоохранения.