Развитие экономики услуг
Начиная в середины 20-го века усиливались качественные сдвиги в общественном производстве большинства стран. Масштабы изменений в наиболее развитых государствах свидетельствовали о переходе к постиндустриальному обществу.
Все трансформационные процессы, которые охватывали экономику развитых государств и затрагивали их общее состояние и структуру, обуславливали сосредоточение усилий на всестороннем анализе новых тенденций, присущих современному обществу. Прогресс развития общества и перемены в экономике выражались в быстром распространении и освоении новых технологий, превращении науки в непосредственную силу производства, в изменении роли и места человека в современной системе хозяйствования и т.д.
В постиндустриальном обществе возрастает роль и значение технологических изменений в экономике, широко используются новейшие знания и технологические решения. При развитии технологического прогресса в материальном производстве появляются новые возможности, а именно, машинные технологии уступают место интеллектуальным. Эти изменения затрагивают самые различные отрасли материального производства, хозяйственная и экономическая деятельность которых выстраивается на инновационной модели.
Экономические условия в конце 20-го века показали, что преобладающее развитие получила сфера услуг, что сопровождалось переменами в структуре занятости общества.
Трансформация экономики обуславливает модификацию индустриальной модели работы, экономически активное население перемещается в сферу услуг. Это связано с возникновением и развитием новых информационно-телекоммуникационных технологий. Также изменяется структура рынка труда и поток рабочей силы. Появляется новая сервисная модель занятости.
Массовое перемещение трудовых ресурсов в сферу услуг пытались объяснить сторонники гипотезы трех экономических секторов К. Кларк, С. Кузнец, Ж. Фурастье. Согласно данной теории общество в своем историческом развитии последовательно переходит от преобладания первичного сектора (сельского хозяйства) к доминированию вторичного сектора (индустриального производства), а затем к ведущему и преобладающему третичному сектору (сфере услуг).
Важнейшим фактором в развитии общества услуг стало изобретение техники и технологий для механизации обслуживания, а это привело к появлению массового производства. В результате технологического прогресса укрупнялись предприятия обслуживания и создавались инфрасистемы, которые охватывали все слои населения.
Выделяются следующие этапы развития экономики услуг:
- Появление самообслуживания;
- Возникновение обслуживания одних людей другими;
- Появление мелких предприятий, оказывающих услуги;
- Создание крупных предприятий, занимающихся оказанием услуг;
- Становление инфраиндустрии услуг.
Классификация услуг
Услуги, как вид деятельности, непрерывно связаны с процессом предоставления или выполнения данных услуг, т.е. с обслуживанием. К объектам обслуживания могут относиться юридические и физические лица – предприятия и население. Однако традиционно сфера услуг ограничивается обслуживанием населения. услуги по характеру потребления можно разделить на две группы:
- Производственное потребление, т.е. услуги, которые оказываются юридическим лицам;
- Конечное потребление, услуги, которые оказываются населению.
Вторая группа обуславливает роль сферы услуг в экономике, т.к. конечное потребление превышает производственное потребление услуг.
В современных условиях возрастает значение сферы услуг, поскольку создаются определенные социально-экономические условия. Они возникают в результате НТП, значительного повышения производительности труда при производстве различных материальных благ, изменений степени и значения неотложности удовлетворения общественных потребностей.
Сервисная экономика, в отличие от индустриальной, более гармонична, так как состоит из единого комплекса сферы материального производства, услуг и обращения. Поскольку индивидуализация ярко выражена, а центром внимания является конкретный клиент, такая экономика социально-ориентирована. Этому также способствует нравственность, при этом центральное место в совокупности услуг отводится услугам социального характера.
Юридическое выражение сервисной экономики – это регламентация как услуг, так и их качества в виде государственных стандартов. Чтобы оценить свойства различных видов услуг, применяются следующие показатели:
- Назначение, которое характеризует свойства услуг. Выделяются социальные и функциональные показатели качества услуг. Социальные показатели отражают степень соответствия услуг потребностям общества. Функциональные же отражают соответствие услуг целевому назначению.
- Эстетическая составляющая, характеризующая свойства услуг, которые проявляются в процессе непосредственного взаимодействия потребителя услуг и исполнителя.
Влияние на экономику сферы услуг
Становление рыночных отношений во многом зависит от развития экономики услуг, где ключевых факторов, определяющим результат, является способность максимально удовлетворять потребительские предпочтения. Стратегия ориентации на потребителей означает, что клиенты являются центральным звеном, на которое обращено все внимание организации, фирмы, нацеленной на лучшее понимание тенденций развития системы важности заказчика.
Сфера услуг стала привлекательной в начале 90-х годов прошлого столетия, поскольку многие ее виды деятельности не требовали большого начального капитала, другие же, не достаточно распространенные в те времена, позволяли получать владельцам сверхприбыль.
Значение сферы услуг в современной экономике обусловлено их способностью при минимуме затрат быстро окупаться. Это подчеркивается такими факторами:
- Высокая доходность услуг, потребляемых в момент производства;
- Относительно невысокая материалоемкость;
- Короткий срок получения платы за выполненную услугу.