Предпосылки возникновения перестройки
В конце 1982 года после смерти Л.И. Брежнева во власти снова началась борьба за место лидера. Это подтверждает то, что за короткий период пост генерального секретаря два раза занимали «временные» лица: Андропов Ю.В. и Черненко К.У.
Первый был коммунистом-консерватором, осуществлял серьезную борьбу с коррупцией как на среднем, так и на высшем уровне государственного аппарата управления, старался укрепить трудовую дисциплину. Второй генеральный секретарь начал свою деятельность с того, что пригласил на заседание ЦК КПСС более 50 высокопоставленных чиновников, разжалованных Андроповым. Началась пропаганда социализма.
С приходом к власти в марте 1985 года М.С. Горбачева в СССР начался этап «перестройки».
Главная задача на данном этапе состояла в прекращении распада «государственного социализма». Для этого предпринимались попытки к преобразованию общественных структур, в том числе и экономической. При этом отсутствовал заранее проработанный план действий.
Действия государственного аппарата в то время имели нулевую результативность, поскольку наблюдалась запоздалость реформ, глубина общего кризиса, который охватил основные элементы системы. Негативным факторов в начале «перестройки» также было отсутствие весомых социально-политических сил, которые были бы способны воздействовать на государственное руководство с целью нахождения эффективных и адекватных решений сложившейся ситуации.
Общество в то время довольно абстрактно желало перемен, потребовалось еще много времени, чтобы широкие массы имели осознанную готовность к радикальным преобразованиям.
Экономическая реформа 1987 года
«Концепция ускорения» в 1987 году сменилась «концепцией перестройки». По поручению Горбачева ведущими экономистами страны была разработана программа экономических реформ, которая предусматривала:
- Повышение самостоятельности предприятий с помощью самофинансирования и хозрасчета;
- Развитие частного экономического сектора в виде фермерства в селе и кооперативов в городе;
- Отказ государства от монопольного типа внешней торговли;
- Интеграцию в мировое рыночное пространство;
- Сокращение количества министерств и чиновников.
Отдельные пункты программы противоречили идеологии СССР, однако она была принята.
При реализации реформ в стране происходили серьезные изменения. Начал формироваться частный сектор, и постепенно данный процесс обретал колоссальные масштабы. Образовывались кооперативы, люди переходили к индивидуальной трудовой деятельности. Уже к 1991 году количество частных предпринимателей составляло более 8 млн. человек.
Несмотря на это, ощутимых изменений в государственной экономике не происходило. Все больше становилось очевидным, что у экономики, основанной на государственной собственности, нет перспектив. Поэтому действия Горбачева были направлены на переход к рынку.
Переход к рыночной экономике
1990 год ознаменовался принятием законом, предусматривающих:
- Децентрализацию и разгосударствление всей собственности;
- Стимулирование развития частного предпринимательства;
- Разрешение трудовым коллективам арендовать предприятия;
- Создание акционерных обществ и т.д.
Между тем, власти не спешили с немедленным введением этих законов в действие. Проведение большинства мер откладывалось до следующего года, перевод предприятий в аренду растягивался до 1995 года. Также откладывались реформы ценовой и кредитной политики, и некоторых других. Поэтому реформы вновь не приносили ожидаемых результатов, а наблюдалась дезорганизация производства, нарушалась система распределения, экономическое положение становилось все хуже.
Также наполовину осуществлялись реформы в сельскохозяйственной отрасли. С одной стороны, крестьянам давалось право арендовать землю на 50 лет, а также самостоятельно распоряжаться плодами своей деятельности; с другой стороны, только колхозы, являющиеся антагонистами свободной деятельности в селе, выделяли крестьянам землю, определяли площадь участка и поголовье скота. Это привело к тому, что в 1991 году только лишь 2% земель в стране обрабатывалось на условиях аренды.
Такие половинчатые меры имели противоположный эффект. Накалялась обстановка в стране, многие товары находились в дефиците. Ухудшение экономического положения в стране привело к распаду СССР.
Включение России в международные интеграционные процессы
На сегодняшний день существует множество точек зрения относительно путей присоединения России к мировым интеграционным процессам. Можно выделить несколько факторов, которые оказали на это наибольшее влияние:
- Деятельность Правительства по развитию национальной экономики при помощи структурной перестройки и перехода к рыночной системе хозяйствования;
- Создание действенных законодательных, материальных, технических и организационных предпосылок.
Исследование проблем интеграции в мировые хозяйственные отношения других стран показывает, что основное условие создания жизнеспособной экономической системы в переходном периоде – это ее открытость. Открытая экономика позволяет намного эффективнее определять цены на отечественные товары за счет их ориентации на цены мирового рынка.
Также важное преимущество открытой экономики состоит в ее значении при противостоянии монополизму. Мировой рынок является мощным средством борьбы с монополизмом и решением проблем эффективного функционирования национальной экономики в переходном периоде.
При радикальных либералистских реформах Россия была отброшена назад на несколько десятилетий, тогда как многие страны мира быстро продвигались вперед, чему способствовала благоприятная экономическая конъюнктура. В 1998 году постсоветская Россия оказалась на 12 месте по объему ВВП, уступая не только ведущим промышленно развитым странам, но и Индии, Китаю, Мексике и Бразилии.