Понятие интернет-экономики
Интернет-экономика представляет собой самостоятельную, новую экономику, ведущую к пересмотру ключевых экономических постулатов. С развитием технологий формируется интернет-экономика, основанная на знаниях, а не на увеличивающемся потреблении ограниченных ресурсов.
Современными экономистами широко обсуждаются проблемы становления информационного общества при ускорении научно-технического развития. Большой вклад в исследование проблем развития информационного общества внес американский ученый Ф. Махлуп. Он определил роль знаний в наращивании человеческого капитала и ускорении экономико-социального развития общества. Махлуп доказал, что уже в 1960-1970-х годах производство и распространение данных стали основным звеном национальных хозяйств развитых государств, которое определяло перспективы экономического развития.
В конце 1980-х годов Д. Белл на основе анализа социально-экономических сдвигов в США более развернуто охарактеризовал формирующееся постиндустриальное общество как общество услуг. Был сделан вывод, что современные рынки являются коммуникационными сетями, обеспечивающими бурный рост количества активных субъектов рынка, а частоты и скорости деловых контактов.
В информационном обществе не отменяется материальное производство, однако большинство населения участвует не в непосредственном производстве, а в процессе создания, сбора, обработки, распространения и хранения информации.
Выделяются следующие этапы формирования интернет-экономики:
- Конец 18-начало 19 века – строительство дорог, ирригационных каналов. Ведущими отраслями являлись текстильная промышленность и сельское хозяйство;
- Вторая половина 19 века – строительство железных дорог, судоходных линий. Ведущие отрасли: металлургия, машиностроение, судостроение и легкая промышленность;
- Конец 19 - середина 20-го века – внедрение энергосистем, развитие радиосвязи, телефонной связи, распространение железных дорог. Ведущими отраслями в то время являлись: химическая промышленность, металлургия, машиностроение, энергетический комплекс;
- 1930-1980 годы – строительство скоростных автодорог, распространение энергосистем. Ведущие отрасли: электроэнергетика и производство синтетических материалов;
- 1980-1990-е годы – развитие средств телекоммуникации, компьютерных сетей, спутниковой связи. Основными отраслями являлись: информатика, микроэлектроника, биотехнологии, космическая и авиационная промышленность;
- Начало 21 века – развитие сети Интернет, глобальных энергосистем, экологических систем и авиалиний. Развиваются такие отрасли, как: информатика, образование, здравоохранение, генная инженерия, коммерция и электроника.
Ядро информационной экономики – это информационное производство, где основной способ распространения информации – это Интернет.
Таким образом, интернет-экономика является экономикой информационного общества, которая представляет собой совокупность различных отраслей, производящих товары и услуги, используя при этом информационные технологии, достижения современной информатики и компьютеризацию.
Интернет в качестве инфраструктуры современного общества
В широком смысле Интернет определяется как глобальная и не находящаяся под контролем государств и корпораций информационная система, позволяющая распространять все виды информации неограниченному числу пользователей в режиме реального времени.
Интернет является основой инфраструктуры общества постиндустриального типа и обуславливает начало нового этапа – этапа, где используется искусственный интеллект в таких областях:
- Социальное управление;
- Прогнозирование;
- Разработка и реализация комплексных программ на различных уровнях и т.д.
Влияние интернета на современную экономику
На сегодняшний день Интернет представляет собой открытую сеть, которую можно использовать в совершении сделок, а также при продаже товаров и услуг.
На довольно небольшой срок своего развития, Интернет из модной игрушки превратился в серьезный инструмент бизнеса.
В экономике существует такое понятие как электронный бизнес, которое означает проведение сделок при помощи компьютеров. Покупки через Интернет являются определенной частью электронного бизнеса.
В Интернете можно встретить две отрасли электронного бизнеса:
- Купля-продажа, осуществляемая деловыми партнерами;
- Купля-продажа, проводимая продавцом и потребителем.
Интернет-бизнес в современном мире имеет огромный потенциал для роста. Можно выделить наиболее распространенные отрасли:
- Маркетинговая деятельность и рекламные акции;
- Банковские операции, проводимые из дома;
- Продажа различной продукции;
- Доставка товаров и услуг до заказчика;
- Дистанционное образование.
Однако, купля-продажа в сети Интернет требует соответствующего правового регулирования. Быстро распространяется компьютерное мошенничество, в особенности в области электронных платежей.
С развитием интернет-бизнеса в России открываются новые возможности, например, рост числа российских и международных фирм, улучшение качества коммуникационной сети, обмен необходимыми данными. При этом некоторые важные вопросы в области налогообложения и защиты информации неотрегулированны, что влечет за собой множество проблем и споров с налоговыми органами. В нашей стране разработана программа «развития электронного бизнеса». А для качественного использования всех возможностей электронных средств связи в бизнес-процессах, товарообороте и торговле, инвестициях, необходимо:
- Устранять барьеры, которые требуют обязательного бумажного оформления заключения и подписания договоров и контрактов;
- Пересматривать и уточнять порядок налогообложения сделок, осуществляемых через Интернет;
- Устранять рыночные преграды, подавляющие инвестиции в информационную среду;
- Упростить процесс вложения капитала в интернет и электронную торговлю.