Цели планирования развития конкуренции
Государство в условиях современной рыночной экономики ориентированы на поддержание конкуренции всеми возможными способами. В России намерение государства в отношении конкуренции продекларированы в Указе Президента, утверждающем основные направления государственной политики в сфере развития конкуренции в стране.
Деятельность по активному содействию развитию конкуренции является приоритетом для различных органов государственной власти, начиная от Президента России и заканчивая органами местного самоуправления.
Государственная политика в сфере развития конкуренции направлена на достижение следующих целей:
- во-первых, обеспечение роста степени удовлетворения потребителей посредством расширения ассортимента, повышения качества и снижения уровня цены товаров;
- во-вторых, обеспечение роста конкурентоспособности и эффективности организаций, особенно в сфере естественных монополий;
- в-третьих, обеспечение стабильного роста и разнопланового развития экономики, осуществление работы по развитию технологий и сокращению затрат на национальном уровне, поддержание национальной экономической безопасности и сокращение социальной напряженности.
Принципы государственной политики в сфере развития конкуренции
В основу государственной политики в сфере развития конкуренции заложены определенные положения, содержание которых представляет собой принципы данного направления государственного управления.
К числу таких принципов следует отнести:
- снижение удельного веса государственных и муниципальных предприятий в общей численности субъектов рынка;
- предоставление на основе равенства экономических свобод и условий осуществления деятельности на территории страны;
- создание условий для развития малых и средних форм предпринимательства;
- ориентированность государственных инвестиционных ресурсов на поддержание и развитие конкуренции;
- формирование и поддержание инвестиционной привлекательности товарных рынков;
- запрет на сдерживание трансформации естественных монополий в конкурентный рынок;
- формирование системы государственного регулирования цен с ориентацией на окупаемость производителей и интересы потребителей;
- запрет государственного установления цен или их предельно допустимых значений на конкурентных рынках;
- формирование условий для развития конкуренции в государственном секторе экономики;
- комбинирование превентивных и последующих форм контроля, направленных на защиту конкуренции;
- стимулирование доминирующих на рынке организаций на формирование системы самоконтроля соблюдения антимонопольного законодательства;
- обеспечение открытости антимонопольной политики;
- обеспечение государственной ответственности за реализации политики в сфере развития конкуренции;
- проведение измерений и оценки результатов реализации государственной политики в сфере развития конкуренции;
- применение государством стимулов в отношении субъектов рынка, осуществляющих добросовестную деятельность;
- обеспечение развития организационной торговли в стране;
- обеспечение информационной открытости инфраструктурных монополий;
- формирование прозрачной системы государственных и муниципальных закупок;
- риск-ориентированный подход к контролю со стороны органов государственной власти;
- развитие антимонопольного регулирования в формате цифровой экономики и глобализации для обеспечения роста эффективности пресечения нарушений антимонопольного законодательства.
Для федеральных органов власти к числу принципов также следует отнести:
- запрет на ограничения, которые могут дискриминировать участников рынка;
- запрет на вмешательство в рыночные процессы в любых формах без наличия для этого достаточных оснований.
Мероприятия, предусмотренные планом развития конкуренции
План развития конкуренции предусматривает определенный перечень мероприятий для отдельных уровней и органов государственной власти.
Например, в сферу деятельности Правительства России по развитию конкуренции входят следующие мероприятия:
- определение перечня естественных монополий, для которых Правительство утверждает программы инвестиций и изучает отчеты;
- обеспечения принятия правил, запрещающих дискриминацию доступа на товарные рынки почты и портов;
- утверждение планов мероприятий по развитию конкуренции;
- утверждение планов перехода естественных монополий в форме конкурентных рынков;
- представление предложений снижения административных барьеров, которые препятствуют развитию конкуренции;
- утверждение плана мероприятий по развитию организованной торговли в рамках товарных рынков;
- принятие мер, направленных на рост эффективности работы антимонопольных органов власти;
- принятие мер, направленных формирование и обеспечение работы системы самоконтроля соблюдения антимонопольного законодательства лидерами рынков;
- формирование правовой базы, регулирующей инвестиции в сфере естественных монополий, учитываемых при установлении тарифов;
- ежегодное проведение анализа и оценки результатов реализации государственной политики в сфере развития конкуренции.
Мероприятия в сфере развития конкуренции, предусмотренные планом к выполнению Федеральной антимонопольной службой, включают:
- формирование доклада, информирующего Правительство о состоянии конкуренции в стране;
- проведение оценки состояния и основных тенденций развития конкуренции в стране, в регионах или отраслях;
- представление сведений относительно выполнения мероприятий и показателей плана развития конкуренции;
- определение проблем, тенденций и предложений относительно развития конкуренции;
- обеспечение сотрудничества на международном уровне в сфере развития конкуренции.
Также мероприятия по развитию конкуренции предусматриваются планом для федеральных органов исполнительной власти, государственных компаний, министерств, должностных лиц субъектов федерации.