План и основные задачи четвертой пятилетки
С 1 января 1946 года по 31 декабря 1950 года в СССР осуществлялось проведение четвертого по счету пятилетнего плана по развитию отраслей народного хозяйства страны. Этот период характеризуется началом послевоенного периода восстановления.
Главная хозяйственно-политическая задача четвертой пятилетки состояла в полном восстановлении отраслей народного хозяйства Советского Союза, восстановлении пострадавших после Великой Отечественной войны областей страны, восстановлении и дальнейшем повышении уровня промышленного и сельскохозяйственного производства, а также дальнейшем развитии экономики.
Стала выстраиваться новая система, которая распределяла функции по управлению народным хозяйством страны между партией и государственными органами власти.
Основу четвертой пятилетки составлял закон "О пятилетнем плане по восстановлению и развитию народного хозяйства". Этот закон был принят сессией Верховного Совета СССР.
Перед послевоенной экономикой Советского союза стояло 2 большие задачи. Во-первых, нужно было провести реконверсию. Во-вторых, восстановить экономику.
Для осуществления реконверсии в период с 1945 по 1946 годы были предприняты следующие действия:
- Были реорганизованы наркоматы (Наркомат танковой промышленности переформирован в наркомат транспортного машиностроения, наркомат минометного вооружения - в наркомат машиностроения и приборостроения, наркомат боеприпасов преобразован в наркомат сельскохозяйственного машиностроения);
- Был полностью ликвидирован Гос. Ком. Обороны. Его функции по хозяйственному управлению новь были переданы Совету Народных Комиссаров, которые, впоследствии, были преобразованы в министерства.
- Был образован Государственный комитет по снабжению народного хозяйства и Государственный комитет по внедрению новой техники в народное хозяйство.
Особенности четвертой пятилетки
В годы четвертой пятилетки была разработана денежная реформа. Применение этой реформы осуществлялось одновременно со снижением цен и полной отменой системы карточек.
Результатом стал рост покупательной способности рубля и повышение уровня реальной зарплаты.
В этот же период была проведена конверсия облигаций Государственного займа, которая позволила собрать статистические данные для проведения конверсии остальных займов. Новая денежная реформа позволила осуществить обмен наличности на новые купюры в номинальном соотношении 10 к 1.
Все вклады подверглись переоценке, причем эта переоценка была осуществлена в дифференцированном виде. Мелкие вклады, суммой до 3 тыс. руб., на долю которых приходилось 80% от общего числа всех вкладов, переоценке не подвергались, что позволило их владельцам получить существенную «премию». Для вкладов, суммой от 3 до 10 тыс. руб. соотношение обмена было установлено в размере 3 к 2, а для крупных вкладов, суммой от 10000 руб. и выше это соотношение составляло 2 к 1.
Произошло значительное снижение розничных цен, которое в среднем составило 17%. Цены на колхозных рынках снизились более чем втрое.
Проводимая финансовая реформа также позволила существенно укрепить систему государственного кредита. В период осуществления реформы и после её окончания наблюдался большой поток вкладов. Прежде всего, эта реформа нанесла удар по спекулянтам, которые держали свои накопления на руках.
В 1948 г. произошла конвертация всех государственных займов предыдущих лет в Государственный займ со ставкой в 2%. Впоследствии, в период с 1949 по 1957 годы ежегодно осуществлялся выпуск нового государственного займа.
В конце февраля 1950 г. произошла ревальвация рубля к доллару. Теперь доллар стал стоить 4 руб., вместо прежних 5,3 руб.
Помимо всего прочего, следовало решить еще одну непростую задачу - отмену карточной системы распределения товаров.
Карточная система во времена Второй мировой войны существовала во многих странах.
Цены на товары массового спроса были существенно выше, чем в довоенное время. После проведения денежной реформы и до 1954 года каждый год государством осуществлялось снижение цен, и в 1954 году уровень цен составлял чуть выше 40% от уровня 1947 года, однако, они все еще превышали цены довоенного периода.
Ежегодное понижение розничных цен на товары способствовало тому, что значительно увеличился уровень благосостояния одновременно всего советского населения, при этом в самом большом выигрыше оказывалась наименее оплачиваемая часть населения, в том числе крестьянство.
Государство продумало и момент с ажиотажной скупкой товаров в связи с отменой карточек. Перед их отменой был предварительно сформирован товарный запас величиной 1,7 млрд. руб. После того, как отмена карточек была проведена с одновременным переходом к единым розничным ценам, резерв был разделен и поступил в торговые сети городов (в размере 1,1 млрд. руб.) и сельской местности (в размере 0,6 млрд. руб).
Итоги четвертой пятилетки
За годы проведения четвертой пятилетки были восстановлены и введены в эксплуатацию практически все крупнейшие объекты промышленности. Капитальные вложения в отрасли народного хозяйства составляли около 48 млрд. руб. Была восстановлена Днепрогэс, отрасли металлургии также практически восстановились, были восстановлены и введены в эксплуатацию заводы Юга и шахты Донбасса.
Уже к концу 1948 г. вся советская промышленность вышла на уровень, зафиксированный в довоенное время.
Активно восстанавливался и жилищный фонд. Свыше 200 млн. м² жилой площади было восстановлено и отстроено. При этом, как и прежде, всё жильё было предоставлено государством бесплатно. Заданный в четвертую пятилетку план по ее завершению был выполнен и даже перевыполнен.
За этот период было сделано очень многое.
В эти годы были введены в эксплуатацию такие знаковые предприятия, как Закавказский металлургический завод, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Рязанский станкостроительный завод и др. Всего порядка 6,5 тыс. предприятий.