Франчайзинг — это форма сотрудничества двух юридически и финансово независимых экономических субъектов, в рамках которого один из них (франчайзер), который владеет успешным бизнесом, популярной торговой маркой, репутацией, товарным знаком и прочими нематериальными активами, за определенную плату разрешает другому субъекту (франчайзи) действовать от своего имени и пользоваться этой собственностью на определенных условиях.
Общее представление о франчайзинге
В современной системе рыночных отношений популярной стала такая форма взаимодействия, как франчайзинг.
Франчайзинг представляет собой разновидность экономических отношений, которые предполагают передачу одной стороной (франчайзером) другой стороне (франчайзи) за плату (паушальный взнос) прав на ведение предпринимательской деятельности по определенной бизнес-модели, включающей разрешение на использование товарных знаков и брендов франчайзера, передачу технологий производства и сырья для него.
Проще говоря, франчайзинг – это аренда бизнес-модели. Она оформляется специальным договором, заключаемым между франчайзером и франчайзи. Система, в которой описаны все требования франчайзера, аспекты и условия ведения дела, называется франшизой (по сути, именно она и продается).
Популярность франчайзинга заключается в том, что у предпринимателей отпадает необходимость в осуществлении значительных по размеру затрат на формирование и популяризацию торговой марки. По сути издержки по данной статье расходов сводятся к отчислениям франчайзеру определенной суммы денежных средств, которые состоят из роялти, паушального и рекламного взносов и представлены в виде либо фиксированной суммы, либо фиксированной доли доходов.
Кроме того, другими преимуществами ведения предпринимательской деятельности в форме франчайзинга являются следующее:
- наличие проверенного рынка потребителей и ценной репутации;
- доступ к базе данных франчайзинга, прежде всего, об организации производства и ведении бизнеса;
- продукция уже подготовлена для поставок.
Характеристика рынка франчайзинга в России
Как и многие другие виды предпринимательства, франчайзинг появился в России в 1990-х гг. Большого успеха у отечественных предпринимателей франчайзинг не снискал. В последние годы фиксируется положительная динамика развития данного рынка – значительно возрастает количество приобретаемых франшиз. Однако это развитие не является равномерным, в первую очередь, из-за нестабильного социально-экономического положения России.
На данный момент отраслевая структура отечественного рынка франчайзинга выглядит следующим образом:
- розничная торговля – 39% (доля на рынке франчайзинга);
- общественное питание – 22%;
- гостиничный бизнес – 15%;
- туристический бизнес – 12,8%;
- другие отрасли (например, бытовое обслуживание, учебные центры и т.д.) – 11,2%.
Сейчас франчайзинг в России не имеет уровня развития, сопоставимого с аналогичным показателем зарубежных стран. Это во многом связано с тем, что лишь немногие российские регионы используют франчайзинг достаточно широко. К таковым относятся крупные и развитые российские города, такие как Москва, Санкт-Петербург, Казань и т.д.
В относительно более мелких городах (например, в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Ульяновске) данный вид бизнеса только начинают осваивать – с каждым годом число фирм, принимающих участие во франшизах, многократно увеличивается. Там отмечается интенсивный экономический рост, поэтому имеется большое количество свободных ниш, привлекательных для данной сферы бизнеса.
К настоящему времени в России функционирует уже почти одна тысяча франчайзинговых моделей, из которых около одной трети представлены франшизами отечественного происхождения. При этом только 14% из фирм, созданных в рамках франчайзинга, прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет. Это позволяет сделать вывод, что бизнес-модели на основе франшиз вызывают у местного потребителя больший интерес, поэтому они лучше приживаются на рынке. Люди стремятся не только приобрести франшизу, но и развивать по данной модели свой бизнес. Данное стремление сформировалось в отчетливую тенденцию.
Описание перспектив развития франчайзинга в России
После 2014 г., когда против России были введены международные экономические санкции, активность иностранных франчайзеров на отечественном рынке резко сократилась. Кроме того, отношения между российскими франчайзи и иностранными франчайзерами осложнились в виду резких колебаний курса российского рубля по отношению к основным иностранным валютам (доллару США, евро, фунту стерлингов и т.д.).
Сейчас нет предпосылок к тому, чтобы в ближайшее время эта ситуация коренным образом изменилась. Поэтому ожидается продолжение ограничения иностранного влияния на развитие отечественного рынка франчайзинга.
Также его нормальному функционированию препятствует ряд трудностей. Их устранение позволит обеспечить в будущем положительную динамику развития франчайзинга в России. В частности, требуется разрешить следующие сложности:
- отсутствие четкой и детализированной законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы в сфере франчайзинга;
- отсутствие комплексной государственной поддержки предприятий из сферы франчайзинга (например, предоставление помещений в аренду, налоговых льгот, обеспечение защиты прав собственности и т.д.);
- нездоровый инвестиционный климат в России: ограниченная доступность к финансовым ресурсам, отсутствие развитой системы финансовых институтов и т.д.
Таким образом, в ближайшие годы развитие отечественного рынка франчайзинга будет связано с решением обозначенных выше проблем.