Признаки переходной экономики
Переходной экономикой называют такой период преобразования, когда экономика одного типа экономических отношений преобразуется в другой.
Характерные признаки переходной экономики:
- Наличие большого количества вариантов общественно-экономической динамики. Одним из главных является многоукладность;
- Собственно, многоукладность;
- Период неустойчивого развития.
Под экономическим укладом следует понимать такой тип экономических отношений, в котором базовыми положениями являются:
- Способы регуляторов хозяйственных связей;
- Разновидность определенной формы собственности;
- Определенные методы координации производства;
- Способы ведения хозяйства.
Функции переходной экономики
Переходной экономике характерны следующие основные функции:
- Преодоление кризисного положения страны, в котором она оказывается в процессе вступления общества в переходную экономику
- Создание рыночной инфраструктуры и рыночных отношений.
- Проведение реформ в сфере отношений собственности в качестве основы экономической системы нормально
- Создание благоприятных условий для реализации экономической свободы хозяйствующих субъектов экономики
- Формирование и создание система социальной защиты и предоставления социальных гарантий, которые должны ограждать населения от ситуаций, связанных с тяжелыми последствиями процесса реформирования экономики.
В процессе практики определено, что любая постсоциалистическая страна, которая вставала на путь перехода к рыночной экономике формирует свои определенные концепции и специфические программы решения основных задач переходной экономики и организации рыночных отношений.
Однако можно выделить некоторое количество обязательных направлений который присутствует в любой переходные экономике:
Либерализация экономики, которая связана в первую очередь так называемым отпуском цен. Как правило является первым шагом в процессе реформирования экономики. И позволяет определить реальное соотношение спроса и предложения, а также выявить те нерентабельные виды производства, которые необходимо наметить как направления, попадающие под первоочередную структурную перестройку народного хозяйства. Следующими либо одновременными шагами становится высвобождение от государственного вмешательства в финансовые отношения, также, как и освобождение процессов внутренней и внешней торговли.
Отношения собственности также попадают под реформирование через процесс разгосударствления и приватизации этой государственной собственности. В результате приватизации должно устанавливаться определяться и формироваться многообразие форм собственности. Под многообразием необходимо понимать такие формы собственности как государственная, коллективная и частная. Это важно для того чтобы можно было преодолеть государственную монополию и создать многоукладность рыночной экономики, а также для формирования и развития конкурентоспособных рыночных отношений, сократить действие государственной регламентации на общественное производство.
Запуск процесса стабилизации экономики. Под стабилизации необходимо понимать процесс устранения резких колебаний цен, которые были освобождены, а также процесс формирования стабильных и устойчивых отношений в сфере финансов.
Структурная перестройка или реструктуризация экономики и обособленных предприятий. Под реструктуризацией понимают комплекс мер, включающих мероприятия по санации производства и структуризации народного хозяйства согласно требованиям, которые запрашивает современная рыночная экономика и одновременно потребности страны в целом. Помимо этого, сюда входит техническая перестройка базы предприятий, происходящая на основе передовых и высокоэффективных технологических процессов.
Организация процесса интеграции национальной экономики в мировую систему хозяйственных связей с параллельным установлением экономики открытого типа.
Либерализация
Для такой экономики необходимо провести либерализацию внешней торговли, а также предоставить надежную правовую и экономическую защиту для иностранных инвестиций и произвести все процедуры для создания конвертации внутренней валюты.
Одним из самых важных ролей в переходной экономике играют те мероприятия, которые являются главенствующими, первоочередными, такими как широкомасштабная либерализация и основательная, постепенная и последовательная стабилизация экономики. Под либерализацией следует понимать такое ценообразование, которое свободно от государственного влияния, а также полное невмешательство и отсутствие контроля со стороны государства в области торговли.
Либерализация имеет огромное значение в процессе преодоления двух основных недостатков в организации централизованной экономики. Такими недостатками являются ограниченность в информации и искажение системы стимулов.
Через либерализацию предприятия начинают ориентироваться на спрос и получение прибыли в конкурентных условиях. Также она способствует процессу ценообразования и формированию грамотного, адекватного, реального соотношения спроса и предложения, что, в свою очередь, дает сигнальную информацию хозяйствующим субъектом экономики о тех потребностях, которые нужны на рынке в виде товаров и услуг.
Проведение либерализации поначалу ведёт к неизбежному росту цен, соответственно возникающая инфляция стопорит нормальное функционирование экономики. Тем не менее либерализация, несмотря на все издержки, связанные с её организацией, позволяет прервать достаточно жесткие рамки административных связей, которые существуют между предприятиями и государством. Дополнительно через неё происходит сокращение субсидий что создает условия для установления стабилизации экономики.
Макроэкономическая стабилизация народного хозяйства
Процесс сокращения инфляции и устранения дефицита государственного бюджета, а также ликвидация избыточной денежной эмиссии и прекращение кредитование на льготных условиях, является целью макроэкономической стабилизации. Стабилизация предполагает преодоление дисбаланса и диспропорций как во внешнеэкономической сфере, так и в народном хозяйстве страны.
Процесс макроэкономической стабилизации представляется в некоем разнообразии способов и ее проведения.
Меры макроэкономической стабилизации:
- Контроль и регулирование объёма денежной массы;
- Обеспечение конвертируемости внутренней валюты;
- Контроль за ставкой валютного курса.
В странах, где фиксируется высокая социальная нестабильность и политическая конфликтность, проведение такой политики зачастую усиливает общественную социальную напряженность, поэтому она может вызвать социальный взрыв внутри страны. В такой ситуации, считается более целесообразно использовать другие не менее результативные методы финансового регулирования более мягкого характера.