Осуществление процесса разгосударствления и приватизации собственности предопределяет необходимость определения пропорции (соотношение) между формами собственности, особенно между государственной и приватною.
Полная отмена государственной собственности на средства производства и переход последних к частным владельцам может привести к деформациям в экономике, в частности к созданию другой монополии - приватной.
Видное место в переходной экономике занимает государственный сектор, который охватывает три основные сферы: управление, финансов и предпринимательства, государство как субъект политики использует для регулирования экономики.
Государственный сектор имеет два уровня владельцев: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень власти иногда выделяют в коммунальную форму собственности. Вместе они составляют единое целое, различаясь как по месту в сфере экономики, так и по масштабам дельности.
Государственный (по западной терминологии - публичный) сектор предназначен для того, чтобы воспроизводить публичные (общественные) блага.
Классификация видов госимущества
Классификация используется как метод отражения функционального назначения объектов собственности в составе национального богатства. Выделение составляющих видов собственности осуществляется на основе учёта сходства их функционального назначения.
- Земля в составе государственной собственности, или земельная собственность, подразделяется с учётом её целевого назначения в народном хозяйстве страны.
- Природные ресурсы включают водные, в том числе подземные, лесные и биологические ресурсы (растительный и животный мир), воздушное пространство, полезные ископаемые, эфир, ресурсы космических систем.
- Имущество как объект государственной собственности является достаточно многообразным по наименованию и назначению. Оно выступает в форме акций, долей в уставных капиталах различных акционерных компаний, а также государственных унитарных предприятий и учреждений (далее — организации). В составе группы – активы объектов государственной собственности — основные фонды, запасы материальных оборотных средств, а также недвижимое имущество и объекты, деятельность которых носит некоммерческий характер. Это, имущество государственных учреждений, государственных некоммерческих фондов, органов государственного управления и т. д.
- Имущественные и неимущественные права на результаты деятельности учитываются в количественном измерении и поимённо с разбивкой по видам.
Взаимоотношения объектов собственности
Государственный сектор экономики интегрируется из элементов, связанных между собой не только отношениями государственной собственности, но и организационными рамками, между которыми осуществляется взаимодействие, направленное на достижение государственных целей. Уровень экономической интеграции имеет свои экономические возможности — потенциал, организационную структуру и характер взаимосвязей.
Специальное внимание необходимо уделить институциональным принципам формирования государственного сектора экономики.
Взаимоотношения государства как собственника и объектов его собственности с субъектами рынка представляют собой специфическую форму оборота капитала, который может находиться в ситуации перманентных изменений своей первоначальной формы. Для этого целесообразно создать соответствующую самостоятельную организационную структуру, в качестве которой, по мнению автора, предлагается Государственная казна (далее Казна). Целесообразность создания такого учреждения обоснована потребностью взаимодействия объектов госсобственности и государственного сектора экономики с иными участниками в условиях конкуренции.
В состав Казны могут быть включены объекты собственности, приведённые ранее в классификации её видов, а также бесхозное имущество, переданное ей в целях установления собственника и на период переоформления прав собственности или временно выведенные из состава акционерных обществ и государственных организаций.
Рисунок 1.
Госсектор в системе имущественных отношений
Поскольку вся система имущественных взаимосвязей основывается на собственности, роль государства в рыночных преобразованиях экономики в решающей мере определяется тем, какое место занимает государственная собственность в общей системе отношений собственности и в её трансформации.
С целью регулирования (с учётом прав собственности) протекающих в экономике процессов государство создаёт собственную хозяйствующую систему —государственный сектор экономики, в рамках которого и функционирует государственная собственность. Поэтому реформирование отношений собственности в настоящее время должно предполагать соответствующую реструктуризацию государственного сектора с целью ее оптимизации. Это требует систематизации всего многообразия реальных видов государственной собственности, представленных государственными предприятиями, учреждениями и т.д.
Так как осуществление рыночных преобразований в экономике, затрагивающих в первую очередь государственный сектор, служит не самоцелью, а средством наиболее эффективного решения социально-экономических задач и повышения уровня жизни населения, важно раскрытие содержания государственного сектора экономики и его составляющей — государственной собственности, находящейся в процессе трансформации.
В ходе рыночной трансформации в России образованы различные формы собственности, устранена монополия государственной собственности и заложены основы многоукладной, смешанной экономики при существенном уменьшении удельного веса государственного сектора. Такое преобразование — сложный и противоречивый процесс, но в то же время он не является принципиально новым с точки зрения мировой практики. Опыт показал, что при всех особенностях и отличиях в экономических системах рыночных стран преобладание доли частной собственности над государственной является общим принципом. Доля государственной собственности колеблется в отдельных странах от 20 до 40% и выше. В Швеции, например, она составляет примеры 60%. В более широком плане это вопрос о роли государства в рыночной экономике, поскольку механизм и система функционирования государства зависят главным образом от сложившихся отношений в обществе по поводу собственности. Институт собственности является фундаментом формирования и современных рыночных отношений в России.
Общественные блага - это то, что в равной степени доступно всем членам общества и не требует непосредственной оплаты.
Такими благами могут быть, например, услуги посредством использования общественных сооружений-дорог, парков, библиотек, маяков. Важнейшими услугами является образование, медицинское обслуживание, национальная оборона и т.д.
Между развитыми и пост / социалистическими странами существуют принципиальные различия по формированию системы предоставления общественных услуг. Они обусловлены тем, что во времена административно-командного управления народным хозяйством толкования понятия «общественное благо» было слишком широким. Если проанализировать ассортимент товаров и услуг, потреблялись населением, то большинство из них предлагались как общественные и псевдо общественные. Государство выступало носителем предложения, поскольку через централизованную систему принятия решений предоставляла потребителям те блага и в таком количестве, которые считала нужным. Развитая система государственных дотаций и субсидий производителям была основным признаком отнесения товаров, которые производились, и услуг в псевдо общественных благ. При таких обстоятельствах общественные услуги теряли своё природное предназначение, что существенно снижало стимулы населения к производительному труду.