Электронная торговля – это финансовые сделки и операции, которые проводятся при помощи сети Интернет или другой частной электронной сети и чьим результатом становится покупка с одной стороны и продажа с другой, какого-либо товара или услуги.
Особенности электронной торговли
Развитие интернет-технологий делает традиционную торговлю менее привлекательным вариантом ведения бизнеса. Электронная торговля во многом оказывается более гибкой с позиции технологий ведения бизнеса и суммы операционных расходов. По прогнозам ряда экспертов, в будущем традиционный магазин станет в основном играть роль своеобразного выставочного центра продукции с обработкой всех заказов через интернет, что позволит сократить степень влияния наличия запасов товаров в торговых точках на объемы продаж.
Объекты традиционной торговли, прежде всего, соперничают по территориальным признакам — размещение в проходимой зоне города или отдельного торгового центра, соседство с торговыми точками, реализующими схожий или сопутствующий товар и т. д. В интернете снимаются такие физические ограничения, что удешевляет бизнес-операцию и коммуникацию с потенциальным потребителем, но при этом стимулирует конкуренцию в электронной торговле. В электронной торговле борьба введется уже не за выгодное пространство, а только за внимание потенциальных потребителей.
В сфере электронной торговли существует два вида конкуренции:
- конкуренция онлайн-магазинов с традиционными торговыми объектами;
- прямая конкуренция между различными интернет-магазинами.
Конкуренция электронной и традиционной торговли
Электронная торговля обладает рядом неоспоримых преимуществ:
- возможность предоставления более низких цен за счет минимизации расходов на бизнес;
- в традиционном магазине зачастую неудобно закупать крупногабаритный товар, который проще заказать сразу с доставкой на дом;
- в традиционном магазине не всегда нужный товар есть в наличии.
Сегодня крупные торговые сети наряду с традиционными торговыми точками открывают онлайн-магазин, который выступает скорее не отдельной сферой бизнеса, а еще одним каналом взаимодействия с потребителями. В таком случае покупатель может утвердиться в желании купить товар в традиционном магазине, но заказать его по интернету с учетом цены, удобства доставки и других параметров.
Электронная торговля имеет преимущество над традиционными торговыми точками в сфере бытовой техники и электроники, однако проигрывает в некоторых других товарных категориях, например, продукты питания, одежда и обувь. Поэтому многие интернет-магазины предлагают особые условия, где потребитель может ознакомиться с заказанным товаром и отказаться от него, если он ему не понравился или не подошел по характеристикам.
Для российского потребителя характерна специфическая черта - осторожность. Даже при наличии государственной поддержки внедрения цифровых технологий, часть потребителей (старший возраст или жители небольших населенных пунктов) опасается оплачивать крупную покупку, не имея перед собой физического товара.
Конкуренция в электронной торговле
О возникновении прямой конкуренции можно говорить тогда, когда несколько интернет-магазинов продают аналогичный товар, ориентированный на одну и ту же группу потенциальных потребителей. В электронной торговле территориальному фактору отводится минимальное значение, следовательно, к конкурентам можно отнести тех, кто находится на близкой позиции в соответствующем канале взаимодействия.
Сегодня конкуренция в электронной торговле становится все более острой. Поставщик может диктовать условия поставки, а потребитель с легкостью откажется от покупки через интернет-магазин, если ему удастся найти более выгодное предложение. Кроме того, следует отметить, открытие точки электронной торговли может потребовать достаточно незначительных капиталовложений по сравнению с другими сферами бизнеса. Так, при возникновении прямого конкурента интернет-магазин должен провести четкое позиционирование товара, выбрать варианты выделения среди конкурентов и создавать конкурентное преимущество.
Для определения позиционирования необходимо глубоко проанализировать рынок и собрать информацию о деятельности конкурентов. В электронной торговле в качестве параметров для конкурентного сравнения могут выступать:
- Удобство и оптимизация сайта магазина с точки зрения пользователей: качество и формат используемых фотографий товара, степень подробности описания, наличие и качество организации обратной связи, сложность регистрации, наличие и частота проведения акций и скидок.
- Факторы, определяющие уникальность магазина: ассортимент и качество реализуемых товаров, специфика сервиса.
- Оценка посещаемости сайта, использование конкурентом интернет-сервисов для продвижения в поисковых запросах.
- Характеристики товарного предложения: уровень цен, возможность получения консультации о товаре, проведение пробной закупки товара.
- Наличие отзывов покупателей: изучение отзывов не только на сайте магазина, но и на популярных внешних ресурсах или социальных сетях.
Универсальными стратегиями для сферы электронной торговли могут быть стратегия минимизация издержек, стратегия лучшего предложения на рынке или предоставление лучших нишевых решений.
Для небольшого рынка с монополистической конкуренцией характерно наличие большого количества продавцов, предлагающих похожий, но не одинаковый товар. Применительно к электронной торговле – это небольшие узкоспециализированные магазины. В данном случае конкурентная борьба происходит с помощью оказания сопутствующих услуг или стимулирование сбыта рекламными коммуникациями. Стратегия лидера на рынке предполагает защиту лидерских позиций благодаря развитию первичного спроса и увеличению рыночной доли, оптимизации расходов и блокировке конкурентов-последователей.