Малый бизнес – это вид предпринимательской деятельности, при которой среднесписочная численность работников предприятия не превышает 100 человек.
Основные сведения и отличительные черты малого бизнеса
Считается, что в настоящее время основополагающие факторы экономического роста формируются в таком секторе, как потребительский рынок. Его структурная перестройка в итоге проявляется и в развитии экономики, и в качестве жизни населения.
Основная доля в сфере потребительского рынка приходится на малые предприятия. При этом формирование их особенностей и тенденций развития подвергается влиянию многочисленных факторов различной природы, потому что сфера потребительского рынка как элемент хозяйственного комплекса участвует в общей системе экономических отношений, подчиняется действующим в обществе экономическим законам.
В сфере потребительского рынка малый бизнес главным образом представлен в торговле, индустрии туризма, общественном питании, бытовых услугах. Преимуществами малых предприятий являются:
- их гибкость и ловкость в отношении рыночной конъюнктуры и покупательских потребностей;
- их сильно развитая способность по внедрению инновационных методов и освоению новейших технологий;
- эффективное использование трудовых ресурсов и создание дополнительных рабочих мест.
Однако малый бизнес крайне зависим от развития крупных диверсифицированных производств. Малые предприятия не в силах осуществить крупномасштабные технологические изменения. Отсюда следует сосредоточение деятельности малых предприятий на оказании услуг, ведении торговли, проведении посреднических операций.
Малые предприятия, занимая определённые ниши рынка, развиваются как вспомогательное звено крупного и среднего бизнеса. Малый бизнес не способен в конкурентной борьбе обеспечить объем интеллектуальных и капитальных ресурсов, которым располагают транснациональные корпорации, хорошо осваивающие внутренний рынок, переориентируя на свои задачи и малый бизнес принимающей страны.
Малый бизнес испытывают острую нужду в кредитных ресурсах. Кроме того, на его развития значительный образом сказываются макроэкономические условия и организация внутренних рынков.
Деятельность малых предприятий на потребительском рынке и их проблемы
В настоящее время потребительский рынок можно рассматривать как стратегический приоритет современных развитых стран, поскольку именно этот сектор является самым динамичным и быстро растущим. И на этом рынке важную роль играет малый бизнес, который сейчас по большей части является торгово-посредническим.
Стимулировать развитие малого предпринимательства на потребительском рынке государственные органы могут двумя путями: прямым и косвенным. Прямой путь предполагает непосредственное развитие структур малого бизнеса (предоставление финансирования и основного капитала на льготных условиях, освобождения от налогов и т.д.). Косвенный путь заключается в организации взаимодействия малого бизнеса с крупными и средними предприятиями (преимущественно, государственными компаниями – заказчиками), прежде всего, в сфере научно-технического развития, а также в оказании комплексной консультативной и информационной помощи.
В сфере потребительского рынка развитие малого бизнеса ограничивается в основном следующими внутренними проблемами:
- в целом невысокие темпы социально-экономического развития территорий;
- невысокий уровень жизни населения;
- низкая конкурентоспособность отечественной продукции и услуг на мировых рынках;
- неблагоприятный инвестиционный климат на территории;
- увеличение морального и физического износа основных средств;
- недостаток, противоречивость и неадаптированность законодательства к функционированию экономики;
- отсутствие механизма реализации прав, полномочий и ответственности управленческих структур на высшем уровне;
- отсутствие в сфере потребительского рынка адекватной системы управления предпринимательской деятельностью.
Основные тенденции развития малого бизнеса на потребительском рынке
Таким образом, основные тенденции развития малого бизнеса на потребительском рынке будут заключаться в разрешении перечисленных выше проблем, в первую очередь, посредством реструктуризации всего сектора малого предпринимательства. В частности, в ближайшее время необходимым будет формирование полноценной инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса, который действует, в том числе, в сфере потребительского рынка.
Эксперты рекомендуют государственным органам создать для субъектов малого предпринимательства льготные условия использования технологий, научно-технических разработок, финансовых, информационных и материально-технических ресурсов. Это должно положительным образом сказаться на общей эффективности их деятельности, а именно – на качестве выпускаемой продукции и на уровне конкурентоспособности на мировых рынках.
Последнее направление, кстати, может быть поддержано посредством установления и развития торговых, научно-технических, производственных, информационных связей субъектов малого предпринимательства с партнерами их зарубежных государств.
Еще одно перспективное направление развития может быть связано с организацией для малых предприятий подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Малые предприятия уже довольно продолжительное время требуют установления упрощенного порядка регистрации, сертификации продукции, предоставления лицензий, государственной статистической и бухгалтерской отчетности. Ожидается, что с развитием информационно-коммуникационных технологий это должно произойти в ближайшее время.