Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности и тенденции развития малого бизнеса на потребительском рынке

Определение 1

Малый бизнес – это вид предпринимательской деятельности, при которой среднесписочная численность работников предприятия не превышает 100 человек.

Основные сведения и отличительные черты малого бизнеса

Считается, что в настоящее время основополагающие факторы экономического роста формируются в таком секторе, как потребительский рынок. Его структурная перестройка в итоге проявляется и в развитии экономики, и в качестве жизни населения.

Основная доля в сфере потребительского рынка приходится на малые предприятия. При этом формирование их особенностей и тенденций развития подвергается влиянию многочисленных факторов различной природы, потому что сфера потребительского рынка как элемент хозяйственного комплекса участвует в общей системе экономических отношений, подчиняется действующим в обществе экономическим законам.

В сфере потребительского рынка малый бизнес главным образом представлен в торговле, индустрии туризма, общественном питании, бытовых услугах. Преимуществами малых предприятий являются:

  • их гибкость и ловкость в отношении рыночной конъюнктуры и покупательских потребностей;
  • их сильно развитая способность по внедрению инновационных методов и освоению новейших технологий;
  • эффективное использование трудовых ресурсов и создание дополнительных рабочих мест.

Однако малый бизнес крайне зависим от развития крупных диверсифицированных производств. Малые предприятия не в силах осуществить крупномасштабные технологические изменения. Отсюда следует сосредоточение деятельности малых предприятий на оказании услуг, ведении торговли, проведении посреднических операций.

Малые предприятия, занимая определённые ниши рынка, развиваются как вспомогательное звено крупного и среднего бизнеса. Малый бизнес не способен в конкурентной борьбе обеспечить объем интеллектуальных и капитальных ресурсов, которым располагают транснациональные корпорации, хорошо осваивающие внутренний рынок, переориентируя на свои задачи и малый бизнес принимающей страны.

«Особенности и тенденции развития малого бизнеса на потребительском рынке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Малый бизнес испытывают острую нужду в кредитных ресурсах. Кроме того, на его развития значительный образом сказываются макроэкономические условия и организация внутренних рынков.

Деятельность малых предприятий на потребительском рынке и их проблемы

В настоящее время потребительский рынок можно рассматривать как стратегический приоритет современных развитых стран, поскольку именно этот сектор является самым динамичным и быстро растущим. И на этом рынке важную роль играет малый бизнес, который сейчас по большей части является торгово-посредническим.

Стимулировать развитие малого предпринимательства на потребительском рынке государственные органы могут двумя путями: прямым и косвенным. Прямой путь предполагает непосредственное развитие структур малого бизнеса (предоставление финансирования и основного капитала на льготных условиях, освобождения от налогов и т.д.). Косвенный путь заключается в организации взаимодействия малого бизнеса с крупными и средними предприятиями (преимущественно, государственными компаниями – заказчиками), прежде всего, в сфере научно-технического развития, а также в оказании комплексной консультативной и информационной помощи.

В сфере потребительского рынка развитие малого бизнеса ограничивается в основном следующими внутренними проблемами:

  • в целом невысокие темпы социально-экономического развития территорий;
  • невысокий уровень жизни населения;
  • низкая конкурентоспособность отечественной продукции и услуг на мировых рынках;
  • неблагоприятный инвестиционный климат на территории;
  • увеличение морального и физического износа основных средств;
  • недостаток, противоречивость и неадаптированность законодательства к функционированию экономики;
  • отсутствие механизма реализации прав, полномочий и ответственности управленческих структур на высшем уровне;
  • отсутствие в сфере потребительского рынка адекватной системы управления предпринимательской деятельностью.

Основные тенденции развития малого бизнеса на потребительском рынке

Таким образом, основные тенденции развития малого бизнеса на потребительском рынке будут заключаться в разрешении перечисленных выше проблем, в первую очередь, посредством реструктуризации всего сектора малого предпринимательства. В частности, в ближайшее время необходимым будет формирование полноценной инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса, который действует, в том числе, в сфере потребительского рынка.

Эксперты рекомендуют государственным органам создать для субъектов малого предпринимательства льготные условия использования технологий, научно-технических разработок, финансовых, информационных и материально-технических ресурсов. Это должно положительным образом сказаться на общей эффективности их деятельности, а именно – на качестве выпускаемой продукции и на уровне конкурентоспособности на мировых рынках.

Последнее направление, кстати, может быть поддержано посредством установления и развития торговых, научно-технических, производственных, информационных связей субъектов малого предпринимательства с партнерами их зарубежных государств.

Еще одно перспективное направление развития может быть связано с организацией для малых предприятий подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Малые предприятия уже довольно продолжительное время требуют установления упрощенного порядка регистрации, сертификации продукции, предоставления лицензий, государственной статистической и бухгалтерской отчетности. Ожидается, что с развитием информационно-коммуникационных технологий это должно произойти в ближайшее время.

Дата последнего обновления статьи: 01.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot