Ценообразование
Ценообразование – это процесс установления цены на готовые блага.
Субъект экономики устанавливает цену на благо с целью получения дохода и его дальнейшего использования для собственных нужд. Сущность ценообразования заключается в формировании цен. Оно может преследовать следующие цели:
- Сохранение работоспособности предприятия. Эта стратегия используется тогда, когда на рынке высокая конкуренция, либо спрос не стабилен.
- Предприниматель стремится получить максимальный доход в заданных условиях.
- Увеличение прибыли при текущем соотношении спроса и предложения.
- Стремление завоевать свою долю рынка.
- Занятие лидирующей позиции.
Ценообразование подвергается влиянию множества факторов, которые напрямую или косвенно влияют на конечный результат. К таковым относят: конечную цель предпринимателя, его стратегию, финансовые возможности, способность своевременно и объективно оценивать издержки, оказание сопутствующих услуг, стадию экономического цикла, состояние совокупного спроса, величину инфляции, уровень спроса, объем предложения товара на рынке, потребительские качества продукции, сезонности и др.
При установлении цен предприниматель опирается на объем затрат в заданных условиях, а также на полезность создаваемого им продукта. Объем производства обеспечивает оптимальное достижение управленческой цели. Цены зависят и от интенсивности конкуренции.
Таким образом, ценообразование представляет собой совокупность сложных мероприятий, опирающихся на разноплановую информацию, сведенную в едином расчете. Оно должно отражать цели и задачи предпринимателя, выполнять задачи по покрытию расходов и получению дополнительного дохода.
Нефтяной сектор РФ
Нефтегазовый комплекс России является вторым в мире по участию в мировой торговле энергоресурсами. На долю страны приходится до 10% продаж на мировом рынке. Если рассматривать нефть в структуре российского экспорта, то сегодня она приносит 20% доходов. В структуре экспорта энергоресурсов ее доля составляет 40%.
Данная отрасль является основным сектором, приносящим доход в государственную казну. Из нее поступает около трети налоговых выплат, и почти 50% доходов от экспорта. С 2017 года Россия участвует в международном соглашении стран, договорившихся о сокращении объема продаж. Это стало необходимым для поддержания приемлемого уровня цен на энергоресурс. Пандемия коронавируса так же повлияла на рынок. Он сильно просел за 2020 год (объем продаж снизился на 20%0.
Внутренний рынок страны устроен таким образом, что доступ к самым крупным месторождениям имеют компании, взаимодействующие с государством. Это снижает конкуренцию в данном секторе, так как частным компаниям сложно получить доступ к месторождениям. Помимо добычи нефти в России осуществляется ее переработка, а именно, производится бензин, мазут и дизельное топливо. Однако, продукция отрасли не может конкурировать на международном рынке.
За счет доходов от нефтяной продажи в России формируется стабилизационный фонд, средства которого инвестируются в фондовые инструменты. Это позволяет создать финансовую подушку, которой достаточно часто пользуется государство для удержания стабильности внутреннего рынка.
Особенности формирования цен на нефть в РФ
Мировой рынок нефти подвержен влиянию тех же основополагающих факторов, что и любой другой. При росте объема добычи снижается цена. Если добыча уменьшается, то растет стоимость. Однако, цена может зависеть не только от этого соотношения. Например, качество нефти является важным фактором.
В России большая часть добываемой нефти уступает по качеству маркам Brent и WTI, но есть месторождения, где получают нефть ничем не хуже их. Проблема заключается в том, что этот объем не достаточен для серьезной конкурентной борьбы.
Цена нефти зависит и от транспортировки. Часть российского трубопровода была построена еще в СССР. Эти мощности изношены и ухудшают качество нефти. Сырье в трубах смешивается с плотной и высокосернистой нефтью других месторождений. По качеству эта нефть уступает сорту Brent. Чтобы повысить качество нефти, ее очищают от высокосернистой нефти Поволжья.
Цены на нефть зависят от геополитической обстановки в мире. Так как производство напрямую зависит от снабжения нефтью, то страны-экспортеры получают существенный вес в мировой политике. Из-за этого возникают различные конфликты. Кризис начала семидесятых нефтяного рынка показал, что необходимо внедрять новые энергетические технологии. Страны перешли к политике экономии и создания резервов. Китай выбрал путь диверсификации поставщиков. Страна не закупает нефть только у одного импортера. Такой подход позволяет не впадать в зависимость от других государств.
В целом цена нефти определяется следующими параметрами:
- Химический состав. Нефть тем дороже, чем в ней меньше серы.
- Стоимость разведки. Сложность извлечения запасов влияет на конечную стоимость реализации.
- Стоимость извлечения.
- Удаленность месторождения от транспортных сетей, границ.
- Влияние потребителей нефти на доходы добывающих стран.
- Спекуляция на мировых фондовых биржах.
- Изменение объемов добычи.
- Изменение климатических условий.
Эксперты говорят о том, что потребление нефти в ближайшие 20 лет вряд ли сократится. Есть предположения, что этот тренд сохранится еще дольше, ибо в мире продолжает расти даже потребление угля. Российская политика в нефтяной сфере направлена на разработку новых месторождений, обновление основных фондов и повышение качества добываемой нефти.