Понятие предпринимательства
Предпринимательство – это независимая хозяйственная деятельность, которая позволяет систематически извлекать прибыль путем эффективного использования имеющихся факторов производства.
Бизнес является частью экономического процесса. Он может быть связан с производством благ, их распределением, сбытом и конечным потреблением. Носителем предпринимательского таланта является человек. Способность к получению прибыли является одним из факторов производства. То есть, индивид использует свой внутренний ресурс для преобразования материальных и нематериальных ценностей в блага, востребованные обществом. Стоит отметить, что если хозяйственная деятельность не ведет к систематическому получению дохода, то ее нельзя считать предпринимательством.
Для того, чтобы в ходе работы получать прибыль необходимо использовать факторы производства. К ним относят землю, труд, капитал, предпринимательские способности и информацию. На сегодняшний день приоритетными становятся именно человеческий потенциал и владение информацией. Информация сама по себе стала товаром, востребованным обществом. Умение организовывать бизнес позволяет объединить все факторы производства для достижения стратегической цели. По сути, предпринимательство – это умение брать на себя риски неисполнения хозяйственного результата. Бизнесмен действует в неопределенной среде, опираясь на методы фундаментальной экономики, а также на собственный опыт и интуицию.
Предпринимательская деятельность требует официальной регистрации в органах власти и в налоговых органах. В России бизнес могут осуществлять юридические лица, либо индивидуальные предприниматели. Доходы от деятельности можно получать только после официального оповещения властей о своем желании заниматься хозяйственной деятельностью.
Наука о предпринимательстве
Этимология слова «предпринимательство» тесно связана с понятием авантюрист. Само явление предпринимательства стало изучаться еще в 17 веке, в период бурного становления международной торговли. Бизнес изначально рассматривался в разрезе торговой деятельности. Считалось, что предприниматель – это человек, занимающийся перепродажей готовой продукции. То есть, он использует свои средства для того, чтобы в дальнейшем увеличить свой доход. Отличительной особенностью предпринимателя является его обязательство взять на себя риск и столкнуться с неопределенностью. Владелец факторов производства может выделить часть собственных средств и передать их в пользование предпринимателю, а тот, в свою очередь, обязуется достичь определенного результата.
Представители фундаментальной экономики считали предпринимателей движущей силой экономического развития. Их талант является фактором производства, способствующим распределению других факторов производства наиболее рациональным путем.
В двадцатом веке отношение к предпринимательству изменилось. Накопленный капитал, промышленная революция и быстрые темпы научно-технического прогресса привели к тому, что предпринимательство проникло в более сложные отрасли народного хозяйства. Так же изменилось отношение к риску. Теперь считалось, что именно владелец капитала рискует, а предприниматель лишь исполняет работу по получению результата. Считалось, что внедрение инноваций в производство ведет к сдвигу кривой производственных возможностей.
На современном этапе предпринимательство обрело социальную форму. Причем предпринимательство может существовать внутри крупных компаний. Теперь предпринимательство рассматривается как своеобразный менталитет, который заставляет человека мыслить активно, проявлять лидерство и стремление к получению прибыли.
Предпринимательство принято классифицировать на:
- Одиночные проекты.
- Неполные проекты.
- Крупномасштабные проекты.
Люди, имеющие бизнес-идеи ищут источники финансирования самостоятельно. Популярным стало создание старт-апов, так же организуются так называемые инкубаторы для будущих предпринимателей на базе университетов с целью оказания поддержки развития малого и среднего бизнеса.
Основы предпринимательства и бизнеса
Рыночная экономика позволяет любому индивиду заниматься предпринимательством. Человек должен зарегистрировать свое желание в соответствующих органах власти, и может приступить к экономической деятельности. Предприниматель должен быть готов столкнуться с:
- Риском, который можно рассчитать статистически, либо предсказать с помощью интуиции и опыта.
- Неоднозначностью, возникающей там, где рассчитать будущее положение дел невозможно.
- Неопределенностью. Предприниматель, делая прогнозы, не может быть уверен в их полном исполнении.
Бизнес-идея подразумевает разработку стратегии, которая может строиться на создании и продаже инновационных продуктов, работе с ценами, поиске новых бизнес-моделей и технологий, применении различных экономических стратегий и так далее. Для того, чтобы реализовать предпринимательский проект необходимо иметь в наличии факторы производства, а также финансовые средства. Последние могут быть собственными или заемными. Считается, что оптимальным вариантом будет правильное соотношение собственных средств и средств, полученных от инвесторов, кредитно-денежных организаций, либо грантов и субсидий.
Помимо создания продукта, построения отношений с поставщиками и исполнителями, предпринимателю необходимо наладить рынки сбыта. Именно выручка является основой для получения прибыли. Информирование рынка о продукте или услуги, особенно, если они являются принципиально новыми, требует разработки и внедрения маркетинговых и рекламных мероприятий. Кроме того, ведение бизнеса требует постоянной оптимизации затрат и масштабирования. Рыночная экономика создает условия, при которых долгосрочное существования фирмы зависит от ее возможности поддерживать конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе.