Понятие внешних эффектов
Внешний эффект (экстерналия) – это экономическое взаимодействие двух контрагентов, оказывающее влияние на третьих лиц, которые не задействованы в сделке.
Если рассматривать явление внешних эффектов с макроэкономической точки зрения, то это издержки или выгоды, которые не были учтены в конечной цене реализации. Если эффект отрицательный, то он ведет к расходам третьих лиц. Если же он положительный, то он повышает выгоду. Например, выбросы, осуществляемые заводом, буду оказывать негативное влияние на здоровье населения и работников. При этом, если руководство завода построит дорогу, то ей будут пользоваться все жители, что улучшит сообщение и качество инфраструктуры.
Выгоды социума принято разделять:
- Предельные социальные выгоды.
- Предельные частные выгоды.
- Предельные социальные издержки.
- Предельные частные издержки.
В этом случае причиной возникновения внешних эффектов является несовпадение между частными и социальными величинами. Примером может послужить нагрузка на третье лицо при заключении договорных отношений между другими двумя лицами.
Экстерналии выражают собой побочные эффекты от работы рынка. Они появляются тогда, когда цена на благо не показывает всех издержек, понесенных в ходе производственной деятельности. Причиной является нецелесообразность включения расходов в конечную цену. Внешний эффект измеряется как разница между расходами, понесенными в момент проведения сделки, и полными расходами, которых требует рынок.
Внешние эффекты проявляются тогда, когда рынок достаточно развит, и при этом одних товаров или услуг производится очень много, а других очень мало. Еще одной причиной проявления экстерналий является отсутствие качественного регулирования права собственности.
Отрицательные внешние эффекты
Влияние внешних эффектов может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательный эффект проявляется тогда, когда деятельность экономического агента влияет на рост издержек других лиц, и при этом расходы не могут быть компенсированы.
Особенность работы рынка в этом случае заключается в том, что механизм равновесия не улавливает отрицательного воздействия, поэтому потребность населения не закрывается. Например, сброс отходов при необходимом уровне производства в воду ведет к снижению производственных издержек относительно общественных, что и служит причиной для возникновения отрицательного эффекта. Получается, что производство и реализация этого товара происходят в большем объеме, чем того требует эффективность производства. Возникает перепроизводство, что ведет к диспропорциям спроса и предложения.
Формально возникновение эффектов связывают с разницей между частными и общественными издержками, но есть более глубокие причины их проявления. Экономическая деятельность осуществляется в условиях ограниченности ресурсов и конкурентной борьбы. Все это происходит с размытостью понимания права собственности и установления ответственности за влияние на экономическое и социальное пространство. Например, установление прав собственности на чистый воздух, закрепленное за населением региона, где расположен завод, позволило бы предприятию покупать право на проведение выбросов. Для регулирования воздействия экстерналий используется государственное регулирование, призванное компенсировать негативный эффект от производственной деятельности.
Экономика опирается на производственный процесс, население нуждается в благах и услугах, при этом возникают дополнительные отрицательные и положительные эффекты, которые не учитываются в стоимости реализуемых благ. Сложность регулирования заключается в том, что установление прав собственности на определенные ресурсы не организовано и не закреплено законодательно. Отсюда необходимость регулирования со стороны властных органов с цель поддержания нормального уровня здоровья населения, так как это оказывает влияние на макроэкономические показатели.
Основные методы государственного регулирования отрицательных внешних эффектов
Государство влияет на все виды экстерналий. Вследствие отрицательного воздействия внешних факторов происходит перепроизводство блага. Тогда цель регулирования направлена на установление приемлемого объема предложения. Чтобы реализовать эту задачу используются различные методы и подходы. Например, существуют законодательно установленные лимиты производственных выбросов, то есть, государство определяет пределы концентрации вредных веществ в атмосфере или в почве. Такая практика применяется практически во всех странах мира, но у нее есть ряд недостатков, в частности, нормы устанавливаются стандартные, они не учитывают особенностей загрязнения разными веществами. Поэтому затраты могут быть совершенно разными, и стандартизация в этом вопросе не является эффективным инструментом.
Считается, что оптимальным вариантом является плата за выбросы. Здесь можно учитывать их объем и вредность. Предприятия будут более замотивированы сокращать вредное воздействие за счет получения вычетов по налогам.
Наиболее популярным методом государственного регулирования отрицательных внешних эффектов является выделение субсидий. Государство выделяет средства потребителям и производителям. Субсидии могут как стимулировать, так и сдерживать определенные действия. Формы помощи могут быть разными:
- Талоны.
- Денежные выплаты.
- Предоставление стипендий.
- Бесплатные медицинские услуги.
Выделенные деньги могут идти на усиление предложения. Производители, получая помощь, обязуются сокращать предельные издержки. Еще одним методом регулирования является корректирующий налог. Он увеличивает предельные расходы бизнеса до общественных предельных издержек. Налог устраняет потери и выравнивает экономический эффект.
Регулирование так же может происходить через введение прямых ограничений, либо косвенно через предоставление субсидий и льгот. В любом случае участие государственной власти является необходимым условием для поддержания баланса между издержками общества и бизнеса. Именно государство является гарантом нормального функционирования и качества жизни населения страны.