Сущность понятия «бюджет»
Бюджет – это финансовый план, рассчитанный на определенный период времени и включающий в себя всю совокупность расходов и доходов.
Бюджет может рассчитываться практически для любых субъектов хозяйствования от индивидов и семей до целого государства, либо международного объединения стран. Особенности составления бюджета связаны с особенностями сектора экономики, где функционирует субъект. Выделяют следующие виды бюджетов:
- Личный бюджет.
- Бюджет предприятия.
- Государственный бюджет.
Личный бюджет представляет собой средства домашних хозяйств. Его регулирование осуществляется непосредственно индивидом или группой индивидов. Расходы и доходы соотносятся между собой в зависимости от финансовых возможностей и экономических потребностей. Бюджет предприятия является неотъемлемой частью его менеджмента. Управление финансовыми потоками компании определяет ее платежеспособность, рентабельность, влияет на долгосрочное сохранение конкурентоспособности. Государственный бюджет представляет собой денежные средства, формируемые преимущественно за счет налоговых отчислений. Он обеспечивает функционирование аппарата управления, а также идет на поддержание обороноспособности страны, решения текущих экономических и социальных задач. Большая часть государственного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, остальная часть приходится на внебюджетные фонды и неналоговые поступления.
Составление бюджета осуществляется в соответствии с принципом сбалансированности. При его планировании исходят из того, что объем будущих финансовых поступлений сможет обеспечить предстоящие финансовые расходы. Однако, на практике такого эффекта добиться достаточно сложно, поэтому бюджет может быть дефицитным или профицитным. В зависимости от соотношения доходов и расходов субъект выбирает различные методы достижения баланса бюджета.
Особенности внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды еще называют целевыми. Они финансируются по принципу государственного бюджета, но их средства идут строго на определенные цели. Как правило, рациональность и направленность расходования средств внебюджетных фондов контролируется надзорными органами власти.
В России государственные внебюджетные фонды представлены следующим перечнем организаций:
- Пенсионный фонд РФ.
- Фонд социального страхования.
- Фонд обязательного медицинского страхования.
В общей сложности в России насчитывается более 30 внебюджетных фондов, занимающихся финансированием различных направлений. Эти фонды существуют для решения социальных задач общества. Вышеперечисленные внебюджетные фонды государственного значения имеют иерархическую разветвленную структуру. У них существуют районные, территориальные, отраслевые и региональные подразделения.
Помимо общегосударственных внебюджетных фондов существуют целевые фонды. Последние создаются для того, чтобы проводить финансирование отдельных социальных услуг. Общегосударственные фонды решают более глобальные задачи в масштабах страны или регионов. Примером может послужить строительство, борьба с преступностью, ремонт дорог и другое.
Управление внебюджетными фондами осуществляется по принципу управления бюджетными средствами. В России это трехуровневая система, включающая в себя федеральный, региональный и местный уровни. Работа внебюджетных фондов контролируется налоговыми органами, а так же государственными органами власти, ответственными за контроль бюджетных средств.
Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами
Основу доходов государственного бюджета и внебюджетных фондов составляют налоговые отчисления, поступающие из реального сектора экономики. Крупнейшей статьей доходов является налог на прибыль организаций. Согласно действующему российскому законодательству все коммерческие предприятия обязаны отразить свои доходы на счетах бухгалтерского учета, а также перечислить налоговые платежи в пользу государственного бюджета. Стоит отметить, что пополнение бюджетных средств происходит на местном, федеральном и региональном уровне. За каждым из них закреплен свой перечень налоговых отчислений. Например, в федеральный бюджет поступают средства от налога на добавленную стоимость, водного налога, лицензионные сборы и другое. Региональная казна пополняется средствами от налогов на игорный бизнес, а местные бюджеты получают доходы в виде налога на рекламу, земельный налог, лицензионных отчислений местного уровня.
Внебюджетные фонды получают доходы из обязательных налоговых платежей, уплачиваемых работодателями в пользу государства с каждого нанятого сотрудника. Средства идут в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного социального страхования. Перечисление налогов производится ежемесячно в размере, установленном законодательством страны.
Бюджет страны может пополняться неналоговыми доходами, получаемыми за счет эксплуатации государственного имущества. Оно может сдаваться в аренду, продаваться, приватизироваться. Часть доходов складывается из прибыли унитарных предприятий и предприятий смешанной формы хозяйствования. Государством оказываются услуги населению, за которые необходимо платить, что так же приносит доход бюджет. Неналоговые поступления так же разделяются в зависимости от уровня бюджета.
Выплаты в пользу внебюджетных фондов учитываются на отдельных счетах бухгалтерского учета. Стоит отметить, что средства внебюджетных фондов являются частью федерального бюджета, но не входят в состав других бюджетов. Их средства нельзя извлечь для нужд государственного бюджета. Проект доходов и расходов внебюджетных фондов так же определяется Правительством РФ. Рассматривается и утверждается Федеральным собранием. В случае разногласий проект дорабатывается и вновь принимается к рассмотрению.
Платежи в бюджет и внебюджетные фонды носят обязательный характер для всех экономических субъектов.