Национальная экономическая безопасность
Национальная экономическая безопасность – это защищенность народного хозяйства страны от внутренних и внешних угроз.
Система хозяйствования подвергается влиянию демографических, социально-экономических, политических, психологических факторов. Власть реализует меры по ликвидации опасностей и угроз с цель защиты интересов граждан и каждого человека в отдельности. Экономическая безопасность является базой для обеспечения других видов безопасности.
Все действия власти направлены на предотвращение угроз. Угрозами экономической безопасности называются явления и процессы, которые оказывают отрицательное влияние на систему хозяйствования страны. Они ограничивают свободу граждан, создают опасную обстановку и негативным образом воздействуют на ценности. Их подразделяют на внутренние и внешние.
Если рассматривать внутренние угрозы экономики России, то среди наиболее опасных следует отметить:
- Расслоение общества по уровню доходов.
- Криминализацию хозяйственной системы.
- Разрушение фундаментальной науки.
Россия подвергается и внешнему влиянию, которое так же дестабилизирует экономики. Сюда относят утечку умов в развитые страны с более выгодными условиями сотрудничества. Отток капитала дестабилизирует финансовую систему страны. Ориентирование только на экспорт ресурсов делает экономику страны зависимой от импортных товаров.
Таким образом, нормальное функционирование экономики возможно при грамотном управлении со стороны властных органов и правительства. Необходимо соблюдать равенство интересов в каждой сфере деятельности, чтобы эффективно противостоять совокупности факторов. Пересмотр действующей системы управления экономикой позволит действовать в интересах социально-экономического роста и развития. Для этого требуются преобразования экономической структуры, действующих общественных институтов, работы промышленного сектора и другие изменения.
Оценка уровня экономической безопасности России
Национальная экономическая безопасность определяет работу всех отраслей народного хозяйства и нормальное функционирование действующих институциональных систем. В России действует выработанная правительством концепция безопасности. Она опирается на следующие принципы:
- Обеспечение независимости экономики.
- Стабилизация национального хозяйства.
- Поддержание устойчивых темпов роста.
Многие страны вовлекаются в мировое экономическое пространство, что требует создания крепкой базы для защиты собственных интересов на конкурентном рынке. Государство занимается вопросами организации такого уровня национальной экономики, при котором национальная экономика может на равных конкурировать с другими странами. Поддержка устойчивого роста макроэкономических показателей достигается за счет политики, направленной на исключение социальных потрясений, противодействие криминальным структурам и работу с уменьшением теневого сектора экономики. Постоянный и устойчивый рост позволяет сформировать финансовый резерв, с помощью которого экономика может противостоять кризисным явлениям, обеспечивать приемлемый уровень безопасности.
Экономическая безопасность России не является достаточной, так как страна находится в зависимости от цен на нефть, импортных товаров, особенно в сфере перерабатывающего производства. Поэтому речи о финансовой и хозяйственной независимости страны пока не идет. Действия руководства страны направлены на диверсификацию экономики, расширение готовой продукции, созданной национальным производителем. Для этого обеспечивается поддержка предпринимательства, социальная поддержка граждан и другие методы государственного воздействия на безопасность страны.
Оценка уровня экономической безопасности России в денежно-финансовой сфере
Структура экономической безопасности включает в себя следующие аспекты:
- Финансовый.
- Технологический.
- Технико-производственный.
- Минерально-сырьевой.
- Энергетический.
- Экологический.
- Информационный.
- Продовольственный.
Сущность финансовой составляющей заключается в том, что государственная власть формирует устойчивые эффективные финансовые потоки. Они должны обеспечивать выполнение определенных задач в рамках социально-экономической политики государства. Для этого государственные органы должны поддерживать устойчивость финансового и экономического развития, обеспечивать нормальное функционирование платежной, расчетной систем. Политика государства должна быть направлена на предотвращение негативного воздействия мировых кризисов, работу с утечкой капитала, организацию оптимального использования иностранных кредитных средств. Государственным органам власти важно предотвращать преступления и различные нарушения в области финансовой деятельности.
Распределение финансов осуществляется государственной властью. Часть средств идет на решение социальных задач, а часть средств поступает в экономическую сферу. Аккумулирование и распределение средств осуществляется преимущественно через фискальную и кредитно-денежную системы. Проблема российской экономики заключается в том, что она является малопривлекательной для иностранных инвестиций, что негативным образом сказывается на нормальном функционировании национального хозяйства. Привлечение инвестиций дает возможность для роста и развития, чего сложно добиться в сложившихся геополитических условиях.
Сложно говорить о высоком уровне экономической и финансовой независимости России. С одной стороны, сверхприбыль от нефтяной торговли направляется в стабилизационный фонд, средства из которого используются для защиты интересов страны. С другой стороны, сохраняется зависимость от внешних источников финансирования и поставщиков товаров и услуг.