Капитал компании
Любые рыночные отношения начинаются с наличия капитала. Капитал – это неотъемлемый элемент любой предпринимательской деятельности.
Капитал – это совокупность денежных средств.
Помимо денежных ресурсов в понятие капитала также входит и трудовые ресурсы, материальные ценности, интеллектуальная собственность, авторские права и т.д. Так как все перечисленные ресурсы можно также перевести в денежную форму путем их использования или продажи, то они по праву, считаются капиталом.
Капиталом обычно называют большую сумму денег, так как маленькую назвать капиталом сложно, ввиду слабой полезности и использования на рынке. Многие экономисты отмечают, что без капитала невозможен бизнес и предпринимательство, еще А. Смитт в своих трактатах говорил о значимости капитала.
Распоряжаться капиталом компания может по-разному - создавать более благополучные условия для бизнеса; искать новые пути и подходы предпринимательства; создавать инновационную продукцию; вкладывать средства в развитие научно – технического прогресса и т.д.
В любом случае, капитал для компании – это начало начал или двигатель развития. Чем больше капитала, тем мощнее и здоровее бизнес.
В капиталистический век, деньги играют решающую роль, на них можно купить практически все что угодно, они двигают прогресс и развивают общество.
Виды капитала
Если рассматривать понятие капитала только в области бухгалтерии, то капиталом компании признается только активная ее часть ресурсов – активы.
В других источниках, например, законодательного характера, капитал можно разделить на несколько видов:
- Реальный капитал – это тот капитал, который воплощен в виде материальных ценностей, а также интеллектуальных. Такой капитал можно потрогать, то есть ощутить в руках, он представляет для компании большую ценность и значимость, выраженную, в первую очередь, в денежной форме, а во вторую, ценность в развитие (если говорить об интеллектуальном капитале);
- Финансовый капитал – это капитал компании, который представляет собой все финансовые и денежные запасы фирмы, которые можно использовать по разным направлениям для реализации намеченных стратегических целей. Чем выше финансовый капитал компании, тем успешнее ее функционирование в рыночных отношениях, так как он представляет реальную цену компании;
- Человеческий капитал – это капитал компании, который выражен в мероприятиях, направленных на восстановление и укрепление трудовых ресурсов фирмы. Он может быть реализован через систему здравоохранения работников, оплату ежегодных лечебных и санаторных учреждений для персонала, бесплатные походы в спортзалы, бассейны, посещение врачей на платной основе и т.п.
Все перечисленные виды капитала важны для фирмы, так как их наличие или отсутствие будет свидетельствовать о степени развития компании или, наоборот, регресса. Надо заметить, что многие фирмы слабо уделяют внимание человеческому капиталу и не считают нужным его формирование, что в корне неверно, так как это может привести к негативным последствиям и потери репутации компании на рынке (ввиду образования текучести кадров, негативных отзывов о работодателе и т.д.).
Рыночная оценка капитала
Компания, существуя на рынке, должна накапливать капитал, расширять его, а также частично демонстрировать его стоимость на рынке. Это необходимо для того, чтобы конкурирующие фирмы понимали, какого серьезного соперника они имеют, что придаст компании репутации и имиджа в глазах конкурентов, партнеров и потребителей.
Поставщики услуг на рынке, предпочитают работать и тесно сотрудничать с фирмами, у которых стабильный и сформированный большой капитал. Такое партнерство сулит хороший и стабильный заработок для поставщиков товара, что в итоге принесет им доход и развитие. Поэтому значение капитала компании на рынке достаточно велико.
У капитала на рынке есть своя стоимость, ее также называют рыночной стоимостью капитала.
Рыночная стоимость капитала – это показатель, который рассчитывается на основании нескольких факторов капитала компании, работающей на рынке.
Рыночную стоимость капитала фирмы можно рассчитать, зная такие показатели как:
- Размер и стоимость собственного капитала компании;
- Рентабельность, но только в разрезе активов компании по чистой прибыли;
- Стоимость общего капитала, но только средневзвешенную.
Все эти показатели являются начальным этапом для расчета рыночной стоимости капитала, так как они, прежде всего, необходимы для расчета экономической добавленной стоимости компании.
Экономическая добавленная стоимость компании рассчитывается как разница между показателем рентабельности собственного капитала (по чистой прибыли) и средневзвешенной стоимости, умноженная на рентабельность собственного капитала компании.
На основании расчета, выясняется, если экономическая добавленная стоимость компании подает, это говорит о снижении рыночной стоимости капитала фирмы на рынке, а если наоборот, растет, то, значит, рыночная стоимость увеличилась.
Ввиду этого компания на рынке должна стремиться к повышению показателя экономической добавленной стоимости, что повысит ее имидж в глазах всех участников рынка.
Сама рыночная стоимость капитала компании рассчитывается как сумма между стоимостью собственного капитала фирмы и экономической добавленной стоимостью.
Рост рыночной стоимости капитала может быть обусловлен:
- Увеличением размера чистой прибыли компании за прошедший период;
- Увеличения стоимости собственного капитала компании (покупка основных фондов, интеллектуальной собственности и т.д.);
- Эмиссия ценных бумаг, если компания располагает такой возможностью и работает на рынке ценных бумаг и т.д.
Значение роста рыночной стоимости капитала огромно, если наращивать капитал правильно и целенаправленно, то, прежде всего, фирма сможет полностью обеспечить себя необходимыми ресурсами, выстоять в конкурентной борьбе, привлечь инвестиции и занять лидерство на рынке товаров или услуг.