Стоимость бизнеса
Стоимость бизнеса – это инвестиционная либо внутренняя оценка будущих денежных выгод владельцев капитала с учетом финансовых рисков.
Структура стоимости включает в себя:
- Стоимость обыкновенных акций.
- Стоимость долговых обязательств.
- Стоимость доли меньшинства.
- Стоимость всех привилегированных акций предприятия.
- Стоимость инвестиций.
- Денежные средства и их эквиваленты.
Первые четыре пункта складываются и последние два вычитаются из общей суммы, что позволяет получить общий показатель стоимости бизнеса. Денежные средства вычитаются потому, что общий объем обязательств может быть погашен за счет них. Структура чистого долга состоит из общей задолженности за вычетом денег.
Показатель стоимости бизнеса очень востребован при решении разных задач.
Бизнес является не только производственным процессом, но и товарной категорией. Он может привлекать интерес покупателей, инвесторов. Стоимость бизнеса интереса и для кредиторов, как гарант получения выданного займа. Оценка нужна для того, чтобы строить прогнозы и обосновывать ожидания относительно потенциального дохода. Однако, при расчетах необходимо учитывать временную стоимость денег. Они имеют свойство обесцениваться, поэтому коэффициент дисконтирования присутствует практически во всех расчетах. В основе оценки лежат предположения о том, что активы используются максимально рационально и эффективно.
Цели оценки бизнеса
Оценка может проводиться с целью продажи бизнеса полностью или частично, либо первичного выпуска акций на рынок. В оценке бизнеса в данном случае заинтересованы обе стороны – и покупатель, и продавец. При этом у обеих сторон свои цели и ценности, поэтому при совершении сделки они должны достичь компромисса.
Привлечение средств так же требует оценки бизнеса. Она нужна для получения:
- Кредита
- Займа.
- Эмиссии облигаций.
Оценка проводится самим предприятием для исследования эффективности организации деятельности. Коэффициент позволяет проанализировать успешность деятельности менеджмента, рост благосостояния собственников имущества. Капитализация свидетельствует о том, что бизнес растет, а значит, собственник сможет получать больший доход. Для собственников стоимость является одним из критериев мотивации сотрудников. Оценка бизнеса разрабатывается и согласуется с участием всех сторон. Это позволяет получить прозрачную и максимально приближенную к реальности оценку.
Инвесторы заинтересованы в оценке для того, чтобы понимать размер своего потенциального выигрыша, а также риски, которые могут не дать его получить. В этом случае оценка опирается на теоретические и гипотетические знания.
При оценке используются сравнительные, доходные и затратные методы в зависимости от цели дальнейшего использования коэффициента.
Убыточность бизнеса так же требует периодической оценки. Она позволяет понять, есть ли у бизнеса потенциал или нет. Если убыточность является постоянной, то стоимость рассчитывается, как разница между стоимостью активов и обязательствами, рассчитанными по методу чистых активов.
Оценка финансового состояния бизнеса
Анализ финансового состояния бизнеса опирается на детализацию, сравнение, группировку и индексный прием. Детализация позволяет разложить сводные показатели по разным признакам. Сравнение направлено на установление различий и схожих черт между экономическими явлениями. Группировка позволяет распределить явления на группы и подгруппы. Расчет индексов направлен на то, чтобы реализовать метод факторного анализа. Информация для исследований берется в бухгалтерской отчетности, данных аналитического учета, в налоговых декларация, статистических данных и иной информации.
Чтобы проверить информацию на достоверность, применяются логические, арифметические и связанные показатели. Они классифицируются по содержании, объему сведений, форме выражения.
Временной анализ еще называют горизонтальным. Он позволяет изучить динамику показателей за отчетный период через сравнение статей отчетности. Метод направлен на выявление резких скачков, изучение динамики и состава прибыли.
Вертикальный анализ сосредоточен на расчете удельных весов. Примером может послужить структурный анализ имущества. Показатели расчета сравниваются со среднеотраслевыми данными, которые берутся из официальных источников по фирмам-конкурентам.
Анализ качественных сдвигов необходим для исследования устойчивости финансового положения предприятия. На базе полученных данных формируется вывод о качественных изменениях. Так же анализируются показатели динамики и структуры финансовых средств предприятия.
Одним из действенных методов является трендовый или динамический анализ. Он позволяет сравнить каждую позицию отчетности за несколько лет и выявить тренд. На основе полученных данных строится перспективный анализ.
Финансовый анализ базируется на большом числе коэффициентов, но специалист выбирает наиболее значимые из них. В структуру исследования входят ликвидность, финансовая устойчивость, деловая активность, эффективность деятельности, общая оценка финансового состояния, диагностика несостоятельности.
Доходный подход рассматривает стоимость, как совокупность ожидаемых доходов. Сравнительный подход сопоставляет данные фирмы с аналогичными компаниями в отрасли. Затратный подход позволяет не только оценить финансовое положение, но также сформировать данные с учетом износа. Чтобы данные были наиболее достоверными и вызывали интерес сторонних лиц, для оценки могут приглашаться специально нанятые оценщики.