Сущность и значение оценки бизнеса
Оценка бизнеса – это совокупность мероприятий, которые проводятся с целью выявления стоимости компании на рынке.
По оценку попадают все имеющиеся ресурсы фирмы, а именно: трудовые, финансовые, производственные и т.д. Определение и реальная оценка бизнеса, несомненно, важная составляющая любой предпринимательской деятельности. Стоимость бизнеса является определяющим звеном в покупке или продаже различного рода деятельности на рынке.
Бизнес процесс имеют большое значение на современном рынке, так как именно предприниматели, малого или крупного бизнеса, представляют собой все торговые процессы внутри рынка, обеспечивая его качественное функционирование.
Приобретение нового бизнеса важный шаг для бизнесмена, поэтому необходимо сделать не только оценку компании, но и иметь план дальнейшего развития этого бизнеса.
Оценка бизнеса происходит по двум основным показателям (показатели среднегодовой доходности компании на рынке и показатели окупаемости), которые, конечно, дадут общее представление о состоянии бизнеса, но для более качественного исследования финансового положения лучше использовать целый ряд различных финансово – экономических показателей, важнейшим из которых являются показатели рентабельности.
Оценка показателей рентабельности, прежде всего, говорит об эффективности работы компании на рынке. Любая деятельность может работать, хорошо или плохо, но все стремятся работать эффективно, что говорит о максимально выгодном использовании всех ресурсов предприятия для получения максимального дохода.
Оценка рентабельности бизнеса позволяет выявить, на сколько эффективно работает компания в текущей момент времени, что достаточно важно для инвесторов, а также для всего руководящего состава фирмы.
Оценка деятельности фирма просто необходимый и значимый элемент. Чем тщательнее проводится оценка, тем выше вероятность найти проблемы, которые усугубляют работу фирмы. Найденные проблемы подлежат решению и устранению, что позволит улучшить работу компании, стать более привлекательными для инвесторов, поднять стоимость бизнеса.
Понятие реструктуризации
Реструктуризация бизнеса – это целый комплекс мероприятий, который проводится с целью поддержания компании на рынке в условиях жесткой конкуренции и бесконечно меняющихся тенденций.
Реструктуризация преследует главной целью полное изменение составляющих систем (финансовых, экономических, производственных, социальных) предприятия, чтобы максимально быстро перевести работу на новый уровень и новые показатели.
То есть во времени реструктуризация происходит не плавно, а быстро и продуктивно.
Основное назначение реструктуризации бизнеса – это приспособление к условиям рыночной среды, поддержание лидирующих позиций компании, выход на эффективные способы организации деятельности.
Условиями, при которых может и чаще всего происходит реструктуризация:
- В случае если организация меняет владельца или учредителей;
- В случае, когда идет смена организационно – правовой формы (например, с ООО на ОАО или ЗАО);
- В случае, когда происходит объединение нескольких компаний, работающих на рынке, в одну крупную компанию;
- В случае, когда анализ финансово – хозяйственной деятельности показывает негативные тенденции, которые требуют быстрого перехода на новую управленческую политику. Негативными тенденциями могут служить: снижение всех основных экономических показателей, снижение оборачиваемости, падает производительность труда, показатели эффективности снижены и т.д.
Реструктуризация призвана направить и перестроить работу предприятия таким образом, чтобы все показатели деятельности стали давать положительные значения, чтобы слияние компаний или смена управленческого состава была минимально болезненной для деятельности фирмы.
Реструктуризация для оценки бизнеса
Реструктуризация играет важную роль в оценке бизнеса. Представим ситуацию, что на текущий момент времени компания на рынке имеет низкую стоимость, в виду того, что ее доход минимальный и не превышает среднерыночного дохода в аналогичных компаниях. Стоимость компании при продаже будет достаточно низкой, но если посмотреть с другой стороны, грамотный покупатель может увидеть в компании потенциальные возможности реструктуризации, которые в дальнейшем позволят вывести компанию на более рентабельный уровень работы и сделать куда успешнее.
Процедура выявления оценки потенциальных возможностей реструктуризации проходит в несколько этапов:
- Первый этап основан на определении объекта реструктуризации, то есть что за предприятие, каким видом бизнеса оно занимается, его досье на рынке и т.д.;
- Второй этап предполагает всестороннюю оценку текущей деятельности и анализ за последние несколько лет работы на рынке. Анализ и оценка происходит в рамках всех показателей экономической, финансовой, производственной деятельности и т.д.;
- Третий этап состоит в том, что ведущий эксперт по реструктуризации должен сформировать программу оценки предприятия: все методы исследования, способы расчета и анализа, определить факторы влияния на предприятие и т.д.;
- Четвертый этап основан на обобщении всех собранных результатов, оценке стоимости бизнеса и выявление всех возможных путей реструктуризации.
Все этапы достаточно важные, реструктуризацию необходимо проводить тщательно, иметь достаточно времени для оценки, составить план и действовать по намеченному пути. Только в этом случае будут успешные результаты, которые будут способствовать развитию предприятия на рынке в дальнейшем и помогут повысить конкурентоспособность и доходность.
Таким образом, процесс реструктуризации в оценке бизнеса является важным и необходимым, даже самый безнадежный бизнес можно вывести на лидирующие позиции на рынке, а купить такой бизнес можно ниже рыночной стоимости, зная как правильно его потом восстановить и «поднять» (учитывая мероприятия по реструктуризации).