Бизнес как экономическое явление
Одним из главных движущих принципов рыночной экономики является взаимодействие потребительского спроса и рыночного предложения. В результате наращивания производства продукции на продажу (товара) происходит заполнение рынка. Если до этого (в период натурального хозяйства) все необходимое человек производил на месте, то теперь производством занимались специализированные образования – предприятия.
Люди, налаживающие деятельность предприятия с целью удовлетворения спроса и получения выгоды в виде прибыли стали впоследствии называться предпринимателями. Их деятельность получила название предпринимательства. В различные времена и в разных странах эта деятельность носила названия «гешефт», «коммерция» и просто «дело». От английского перевода последнего термина получило распространение слово «бизнес». Особенно оно стало широко употребляться после Второй мировой войны в связи у усилением американской экспансии на мировом рынке.
В странах бывшего Советского Союза термин «бизнес» активно стал использоваться после распада СССР и перехода от плановой экономики к рыночной. Ведь бизнес и частная инициатива являются неотъемлемыми понятиями рынка. В настоящее время существует несколько близких по смыслу определений понятия «бизнес».
Бизнесом называется разрешенная действующим законодательством совокупность видов деятельности, заключающиеся в предоставлении потребителям различного рода услуг, выпуске товаров или выполнения работ и получения в результате этого прибыли.
Лицо, организовавшее деятельность по производству и предоставлению товаров и услуг, выполнению работ и получающее за это прибыль, называется бизнесменом или предпринимателем.
Конечной целью бизнесмена и стимулом его деятельности является стремление получить максимально возможную прибыль. В настоящее время способности к организации и ведению бизнеса считается предпринимательским талантом. Его относят к отдельному виду ресурсов (интеллектуальная собственность и деловые качества).
К бизнесу сегодня относят сферу производства товаров и услуг (предприятия, производящие материальные и духовные блага), коммерческую сферу (сеть предприятий по реализации произведенной продукции). Кроме того важными составляющими системы бизнес-отношений являются банковское дело, страхование, посреднические операции. В некоторых источниках отдельно выделяют финансовую сферу. Это область бизнеса, занимающаяся торговлей валютой и ценными бумагами. Но другие источники рассматривают финансовую сферу как часть коммерческой.
Сущность бизнеса определяется следующими принципами:
- получение прибыли – ведущие стимулом и целью бизнесмена;
- стремление удовлетворить потребности населения в товарах и услугах;
- достичь этого в результате использования имущества; производства и продажи товаров, предоставления услуг и выполнения работ;
- ведение своего бизнеса (занятие предпринимательством) – это личное право любого гражданина (при условии соблюдения норм законодательства);
- предпринимательство и вид деятельности носит исключительно инициативный характер (по желанию гражданина, а не по назначению);
- ведение бизнеса – это систематическая деятельность;
- ведение бизнеса предполагает обязательное наличие рисков.
Оценка бизнеса и ее необходимость
Оценкой бизнеса называется совокупность мероприятий по расчету и обоснованию стоимости предприятия (фирмы, конторы, организации) в денежном эквиваленте на какую-то определенную дату.
Сама по себе эта процедура является необходимой составляющей характеристики степени эффективности бизнеса. При этом можно, сравнивая показатели по одному и тому же предприятию за разные годы, получить информацию об изменении эффективности предпринимательской деятельности. Необходима оценка и при осуществлении операций по купле-продаже предприятий. Важной является оценка бизнеса и для инвесторов.
Для получения объективной оценки необходимо учитывать доходность как самого оцениваемого предприятия, так и аналогичных предприятий-конкурентов. Кроме того оценщик учитывает рыночную ситуацию и особенности оцениваемого объекта. А законодательство Российской Федерации предписывает принимать во внимание также имущество предприятия и самого бизнесмена, правовые и долговые обязательства предприятия, информацию, которая может быть использована в гражданском обороте.
Оценка бизнеса очень ответственное и важное мероприятие. Поэтому его проводят специально подготовленные люди – профессиональные оценщики. Это категория сотрудников специальных оценочных и аудиторских фирм, банков, юридических и страховых контор, имеющих соответствующие образование и навыки.
Основные критерии оценки бизнеса
Основными критериями оценки бизнеса являются:
- имущественный комплекс объекта оценки;
- структура предприятия;
- организационная форма бизнеса;
- движение денежных средств и их источники;
- репутация бизнеса (имидж);
- степень полезности бизнеса и его продукции в настоящее время и в перспективе.
Подобное разнообразие критериев позволяет получить наиболее полную и объективную оценку объекта. Изучение имущественного комплекса предполагает оценку недвижимости, транспортных средств, готовой продукции и товаров, финансовых вложений, деловой репутации и товарных знаков. Все эти составляющие способствуют осуществлению предпринимательской деятельности и определяют величину дохода, а, соответственно, и цену бизнеса.
Структура предприятия предполагает как пространственную (распространение по территории страны) так и производственную (наличие различных технологических подразделений). Форма бизнеса может иметь формы от частного предприятия до транснациональных корпораций и холдингов. Денежные потоки и их источники играют важную роль в определении цены объекта. Деловая репутация и товарный знак предприятия служат определенным показателем качества товара и услуг. Поэтому они также влияют на цену бизнеса.
Показатели оценки бизнеса
При оценке бизнеса следует опереировать как качественными, так и количественными характенристиками оцениваемого объекта. Речь идет об установлении системы показателей оценки бизнеса, фирмы, предприятия. Главными показателями оценки бизнеса являются:
- экономический потенциал предприятия (возможности);
- показатели его рыночной деятельности в прошлом и в настоящее время (доля на рынке, объем и прирост выручки, рентабельность реализации продукции);
- показатели инвестиционной деятельности (состояние основных, оборотных и внеоборотных активов, коэффициенты ввода и годности основных средств);
- показатели операционной деятельности (производительность труда, отдача активов и пр.)
- рентабельность инвестированного капитала;
- показатели финансовой деятельности и комплексной оценки предприятия.
Все эти показатели представляют собой важную информацию для составления объективной оценки бизнеса любого ранга и любой формы собственности.