Содержание понятия «бизнес»
В современной литературе и в обиходе довольно часто упоминается понятие «бизнес». Но четкое значение этого термина рядовой гражданин не всегда представляет. Причина кроется в том, что в экономической науке термин «бизнес» имеет двойственное значение. В одном случае под этим термином понимают какое-либо предприятие, в другом – определенный род занятий.
Бизнесом называют действующее предприятие, как совокупность имущественного комплекса, неосязаемых активов, кадрового потенциала, системы связей с клиентами и партнерами, внебалансовых активов и ценность доброго имени (имидж).
Бизнес – это совокупность видов предпринимательской деятельности, направленных на удовлетворение спроса потребителей в разнообразных товарах и услугах в рамках действующего законодательства, путем производства продукции и ее реализации с целью получения прибыли.
Именно для достижения этой цели (получения прибыли) и создаются различного рода предприятия и фирмы (нормативно-правовые формы бизнеса).
Предприятием называется имущественный комплекс, который используется для осуществления предпринимательской деятельности и получения прибыли.
В настоящее время выделяют следующие сферы бизнеса (предпринимательской деятельности): производственная, коммерческая и финансовая.
Производственный бизнес представлен совокупностью предприятий, производящих материальные или духовные ценности.
Коммерческий бизнес – это сеть торговых предприятий и организаций, которые отвечают за реализацию произведенных товаров и услуг (доведения их до потребителя).
Финансовый бизнес отделился от коммерческого и представляет сегодня самостоятельную сферу деятельности. Он отвечает за торговлю валютой и ценными бумагами.
Все эти три основные сферы (виды бизнеса) объединяются целой системой посреднических и консультационных услуг (юридических, страховых, консалтинговых и пр.).
Суть оценки бизнеса и ее необходимость
В процессе экономической деятельности возникает необходимость оценить эффективность действия как своего предприятия, так и и предприятий-конкурентов. Часто в ходе хозяйствования приходится продавать или приобретать бизнес (налаженное производство, предприятие, банк, клиентуру и т.п.). Возникает необходимость иметь четкое представление о степени ценности данного предприятия (бизнеса). Для этого существует практика оценки бизнеса.
Оценкой бизнеса называется сложная и трудоемкая система мероприятий по определению стоимости предприятия в денежном эквиваленте для установления его наиболее вероятной продажной цены в качестве товара.
Комплекс оценивания предполагает проведения следующих операций:
- определение цены (рыночной стоимости) активов предприятия;
- оценка обязательств (совокупности долгов) предприятия;
- оценить получаемую в настоящее время предприятием прибыль;
- составление прогноза получения прибыли в будущем;
- составление прогноза предстоящих затрат (расходов) предприятия;
- сравнение полученных данных с аналогичными показателями подобных предприятий на рынке;
- оценить степень конкурентоспособности предприятия и его продукции;
- собрать информацию о ситуации на рынке.
Цели оценки бизнеса
Как не сложно догадаться любая оценка предприятия ставит перед собой целью определение его стоимости. Выделяют несколько видов стоимости: рыночная, инвестиционная, ликвидационная, кадастровая, балансовая. Вся совокупность видов стоимости отражена в соответствующих законодательных актах. В Российской Федерации таковым актом является Приказ Мининистерства экономического развития № 255 от 20.07.2007 г. ФСО № 2.
Производится оценка стоимости предприятия или способа деятельности предпринимателя для выполнения следующих целей:
- купли-продажи объекта оценки;
- оценки имущества должника в ходе проведения процедуры банкротства;
- для оценки имущества кредитополучателя в случае предоставления кредита под залог;
- для определения стоимости бизнеса в случае сдачи его в аренду и определения арендных платежей;
- для страхования;
- для налогообложения и определения ставки налогового сбора;
- для реструктуризации бизнеса;
- для планирования и прогнозирования дальнейшего развития бизнеса или его ликвидации.
Кроме того производится оценка бизнеса с целью выявления степени эффективности управления фирмой и определения путей ее повышения. Важным моментом может быть и необходимость принятия инвестиционного решения или определения доли каждого из владельцев предприятия. При ликвидации предприятия целью оценки является определение доли каждого пайщика акционерного общества.
Задачи оценки бизнеса
В процессе оценки бизнеса происходит выполнение целого ряда важных экономических задач. К таковым относятся:
- оценка акций предприятия;
- выполнение оценки контрольного пакета акций;
- оценка одной акции и миноритарного пакета акций;
- оценка имущественного комплекса предприятия.
Под оценкой акций предприятия подразумевают оценку акций, которые котируются на рынке.
При этом учитывается спрос на них, определение ставки дисконта и общая ситуация на рынке. Контрольный пакет акций позволяет принимать руководящие решения. Поэтому его еще называют блокирующим и мажоритарным. Поэтому определение его стоимости является одной из наиболее важных задач оценки бизнеса.
В процессе оценки имущественного комплекса во внимание принимают активы фирмы. Это и совокупность зданий и сооружений, которые ей принадлежат, коммуникации и транспортные сети. В эту же категорию входят земельные участки, средства транспорта, оборудование. Особое внимание уделяют изучению финансовых потоков предприятия.
Для наиболее эффективного выполнения поставленных задач необходимо чтобы оценку производили квалифицированные специалисты. На сегодня оценку выполняют специально подготовленные оценщики. Это профессионалы, которые обладают необходимыми знаниями и навыками. Как правило, они являются представителями (сотрудниками) специализированных оценочных фирм, юридических и страховых компаний или аудиторских контор. Это могут быть как государственные, так и частные предприятия и организации, действующие на основе специального разрешения (лицензии).