Понятие экономической конъюнктуры
Экономическая конъюнктура – это состояние рынка в определенный момент времени.
По сути, это макроэкономический процесс, определяемый темпами и пропорциями развития общественного воспроизводства. Этот параметр отслеживается через оценку условий реализации. Конъюнктура может быть общехозяйственной и товарной. Экономические системы обычно являются динамическими. Они постоянно изменяются под влиянием различных внутренних и внешних факторов, которые называют конъюнктурообразующими.
Конъюнктурообразующие факторы оказывают воздействие на хозяйственную структуру, а значит и на элементы общественного воспроизводства. Оно состоит из четырех этапов – создание благ, их распределение, сбыт и конечное потребление. На первую стадию влияют факторы производства, их доступность, цена, качество. Особое значение иметь уровень научно-технического прогресса, определяющий скорость производства и его экономичность. При распределении на первый план выходят добавленная стоимость и соотношение доходов и сбережений. Интенсивность обмена подвергается влиянию кредитно-денежной политики, количества запасов, уровня цен, качества благ. На потребление влияет уровень доходов населения, а также объем инвестиций, объем чистого экспорта.
Конъюнктура экономики может определяться фазой экономического цикла. Выделяют следующие его фазы:
- Экономический бум, при котором отмечается рост деловой активности, пик производства, снижение инвестиций, максимальная занятость. Рынок находится на пути мощного расширения.
- Кризис, который происходит при перепроизводстве, когда предприятия выпускают благ больше, чем готовы потребить домашние хозяйства. Начинается замедление темпов роста, постепенная остановка всех хозяйственных и инвестиционных процессов. Цены растут, объемы выпуска падают.
- Рецессия представляет собой относительной небольшой спад, не являющийся критическим для производства и темпов экономического роста.
При рецессии валовой национальный продукт показывает нулевое значение, либо выходит в небольшое отрицательное значение на протяжении полугода. Рецессия обычно наступает после бума, и сменяется депрессией или кризисом. Сегодня экономики большинства стран открыты, поэтому оказывают взаимное влияние друг на друга. Проявление кризисных явлений в одном государстве может быстро распространится на страны, с которыми оно взаимодействует.
Принципы прогнозирования экономической конъюнктуры
Изучение экономической конъюнктуры опирается на исследование информации о хозяйственной системе, анализе и систематизации данных. Система показателей определяется в зависимости от целей проводимого исследования. Все конъюнктурообразующие факторы можно разделить на:
- постоянные;
- временные;
- циклические;
- не циклические.
К постоянным относят государственную экономическую политику, научно-технический прогресс, уровень и темпы инфляции, сезонность, потребление готовых благ. Периодически возникающие факторы называются временными. Это могут быть природные и техногенные катаклизмы, социальные конфликты и чрезвычайные ситуации. Циклические факторы включают в себя признаки, свидетельствующие о смене фазы экономического цикла. А не циклические определяют специфику производства и принципы реализации готовых благ.
Исследование конъюнктуры должно отвечать принципам точности и достоверности. Факторы тщательно изучаются. Качество прогноза будет зависеть от точности определения величин, влияющих на экономическую систему сейчас и в будущем. Наравне с основным прогнозом обязательно разрабатывается альтернативный прогноз. В нем формулируются гипотезы и предпосылки. При этом прогнозирование должно быть своевременным, актуальным, служить целям управления.
Методика прогнозирования экономической конъюнктуры
Сегодня в теоретической и практической экономике накоплено значительное количество знаний, позволяющих создавать оптимальные прогнозы будущего положения хозяйственной системы. На практике, в качестве основных методов прогнозирования выделяют:
- метод экстраполяции;
- метод экспертных оценок;
- метод математического моделирования.
Экстраполяция позволяет установить тенденции развития исследуемого явления, которые выражаются в количественных показателях. Чаще всего она использует данные за предшествующий период, и переносит тенденции этого периода на будущее положение системы. Это самый простой, но и самый обобщенный метод. Этот метод хорош для систем, где набор факторов влияния остается неизменным.
Экспертная оценка не просто переносит данные прошлых периодов на будущие события, но и вносит в них корректировки. Это становится возможным за счет детального изучения и сопоставления условий, в которых система находилась ранее. Чтобы провести такую работу необходимы глубокие экономические знания, именно поэтому к ней привлекаются эксперты, обладающие соответствующими навыками. Чтобы повысить результативность исследования, его поручают сразу нескольким специалистам. Сегодня этот метод является основным в прогнозировании конъюнктуры рынка.
Метод математического моделирования представляет собой применение языка математики для описания процессов и явлений в хозяйственной системе. С его помощью сложные процессы формализуются, записываются, а затем с ними проводятся различные вычисления. Чем меньше допущений в анализе, тем точнее составленный прогноз.
Разделение на вышеперечисленные методы можно считать условным, так как в практической деятельности может применяться сразу совокупность методов. Они могут перекрещиваться и дополнять друг друга. Ни один из них не может обеспечивать стопроцентной достоверности. В зависимости от цели прогноза подбирается оптимальный набор инструментов, который может качественно повысить результативность исследования. Сложность прогнозирования конъюнктуры заключается в многогранности и многомерности хозяйственных процессов.