Нестандартная занятость – это форма трудовых отношений, отличающихся от стандартной модели регулируемой, полной и открытой занятости в течение длительного периода времени у одного работодателя.
Нестандартные формы занятости
Нестандартные формы трудовых отношений отличаются следующими характеристиками:
- С позиции работника нестандартность занятости связана с временной, неформальной или неполной трудовой деятельностью. Это несет риск потери гарантий в части социальной защиты и перспектив карьерного роста. Вместе с тем, это обеспечивает часть населения рабочими местами занятость, тем самым снижая безработицу.
- Для работодателя нестандартные трудовые отношения сокращают трудовые издержки и повышают конкурентоспособность. Нестандартная занятость подразумевает сокращение стандартных рабочих мест и создание новых с нестандартным набором условий труда. Некоторые ученые полагают, что увеличение доли нестандартной занятости в экономике способно снижать стимулы и инвестиции в человеческий капитал. В конечном счете, это отрицательно сказывается на трудовой мотивации работников. Такие отрицательные факторы рано или поздно могут привести к сокращению качества производимой продукции и потере конкурентоспособности.
- Для государства нестандартные формы занятости рассматриваются в качестве повода для структурной оптимизации социально-трудовых отношений. С этой целью государство надеется повысить качественные характеристики рабочей силы, развивать систему профессиональной подготовки и переподготовки, а также сдерживать рост безработицы и обеспечивать социальные гарантии для работающего населения. Однако, основным принципом построения государственной политики занятости является обеспечение баланса интересов работников и работодателей, наиболее полное отражая все стороны трудовых отношений.
Современная структура нестандартной занятости на рынке труда России
В настоящее время российский рынок труда характеризуется значительным ростом нестандартных форм занятости персонала. Можно отметить, рост неполной и временной занятости. Пока неполная занятость занимает незначительную долю общей структуры занятого населения, однако она имеет устойчивые положительные темпы прироста.
За последние годы ежегодно растет численность работников, которые заняты неполный рабочий день. Подобная тенденция может сигнализировать о стремлении работодателей все чаще сокращать рабочее время с целью оптимизации бизнеса. Неполная занятость может быть результатом собственного выбора работника, что делает ее «добровольной». Вместе с тем, имеется тенденция роста «сверхзанятости», когда персонал работает более 41 часа в неделю. Основные причины неполной занятости могут быть связаны также и с отсутствием клиентов и заказов, сезонным характером работы.
Необходимо отметить, что в развитых странах явление временной занятости получает все более широкое распространение. В странах Евросоюза временные работники в настоящее время составляют примерно 1% от общего числа занятых.
Однако в официальных данных российской статистики не ведется учет полного объема занятых на условиях временной занятости работников. В учет не принимаются сотрудники, трудоустроенные на условиях аренды, аутсорсинга и аутстаффинга, поскольку оформление таких работников происходит с привлечением кадровых агентств и специализированных компаний.
Набирает обороты рост дистанционной занятости. По оценкам экспертов, дистанционно занятые в России составляют около 3-5% общего числа занятых. Однако эти данные не включают такие профессии, как курьеры, экспедиторы и другие работники с нерегламентированным временем работы. В 2013 году в трудовое законодательство России были введена статья, которая призвана регулировать взаимоотношения работников и работодателей в рамках дистанционной формы занятости.
В последнее время снижается численность работников, которые имеют дополнительную работу. Значительная доля занятых приходится на самозанятость.
Еще одной формой нестандартной занятости можно назвать неоплачиваемых семейных работников, численность которых в России существенно меньше, по сравнению с развитыми странами. Это связано с небольшим числом зарегистрированных фермерских хозяйств. Схожую специфику занятости имеют работники, занятые в личном подсобном хозяйстве. Деятельность по производству сельскохозяйственной продукции в домашних хозяйствах - наиболее масштабная форма нестандартной занятости в России. В этом заключается специфика нашей страны, в которой роль ведущего агропроизводителя принадлежит не сельскохозяйственным предприятиям, а личным подсобным хозяйствам, владельцы которых расценивают эту деятельность как дополнительную или вспомогательную по отношению к другим доходам.
Для нашей страны характерна устойчивая тенденция роста неформальной и теневой занятости. В эту группу включается труд в тех видах деятельности, которые не подпадают под контроль государства. В связи с этим теневая и неформальная занятость построена на неконтролируемых государством отношениях работодателя и работника, а поэтому ее сложно учитывать в рамках официальной статистики.
Таким образом, для структуры российского рынка труда характерны тенденции, четко демонстрирующие распространение нестандартных форм занятости:
- рост неполной и временной занятости вследствие стремления работодателя оптимизировать производственные издержки;
- увеличение числа неформально занятых по причине ослабления государственного контроля ведения бизнеса без соответствующей регистрации;
- сохранение высоких объемов теневого бизнеса в структуре российской экономики.