Налоги в экономике
Налог – это обязательный платеж, осуществляемый субъектом экономики в пользу государства.
Априори государство не имеет права на осуществление коммерческой деятельности, так как это противоречит его основным функциям. Поэтому население собирает обязательные налоги для того, чтобы поддерживать работу государственной власти. Всю совокупность налогов условно делят на две группы:
- Прямые налоги.
- Косвенные налоги.
Обязательные платежи, взимаемые государством с доходов, называются прямыми налогами. Сюда относят все налоги, которые так или иначе уменьшают размер дохода физических и юридических лиц. Косвенные налоги увеличивают конечную цену реализации. Это могут быть акцизы, НДС, таможенные сборы.
Система налогообложения представляет собой совокупность платежей, которые уплачиваются всеми членами общества. Они могут быть прогрессивными, пропорциональными и регрессивными. Пропорциональная предполагает, что сумма налога соотносится с доходами работника. Регрессивная представляет налоги, где налог растет при снижении дохода работника. Прогрессивная формируется тогда, когда с ростом дохода растет и размер налога.
Налогообложение строится в соответствии с совокупностью принципов. Они должны быть всеобщими, то есть уплачиваться всеми членами общества. Налоги имеют под собой законодательную базу. Они справедливы в соответствии с доходом отдельного индивида. Налоги должны быть точны и определены. Их должно быть удобно уплачивать. Сама система налогообложения должна отвечать требованиям экономичности, доступности и стабильности.
В системе хозяйствования налоговая система выполняет фискальную функцию, она способствует перераспределению средств в экономике. Через налоги государство может влиять на деловую активность, поддерживать здоровье и социальную ответственность населения, вести учет.
Классификация налогов
Создание эффективной системы налогообложения начинается с формирования классификации налогов. Российская система налогообложения предполагает следующие принципы деления налогов на группы:
- По способу взимания налоги могут быть прямыми и косвенными.
- По органу, который устанавливает налог, они бывают федеральными, региональными и местными.
- В зависимости от целевой направленности выделяют общие и целевые налоги.
- По субъекту налогоплательщика выделяют налоги физических, юридических лиц и смежные налоги.
- По уровню бюджета, в который начисляется налог, они могут быть закрепленные, регулирующие.
- По способу отражения в бухучете и финансовой целесообразности налоги включают в себе стоимость, в цену товаров, в финансовые результаты, либо они могут удерживаться из дохода сотрудника.
- По срокам уплаты налоги могут быть срочными и периодично-календарными.
- По объекту налогообложения налоги могут быть имущественными, рентными, личными, вмененными, взимаемыми их фонда оплаты труда.
Если рассматривать российскую систему налогообложения, то их особенности зависят от уровня установления. Обязательными к уплате являются федеральные налоги. Они регулируются Налоговым кодексом. На территории субъектов уплачиваются региональные налоги обязательны, они так же регулируются Налоговым кодексом. На местном уровне власть наделена правом изменять налоги, а также вводить новые или убирать старые на своей территории.
В России действуют специальные налоговые режимы. Налоги могут уплачиваться на вмененный доход для определенных видов деятельности. Возможно применение упрощенной системы налогообложения. В РФ применяется отдельная система для сельскохозяйственных производителей.
Проблема распределения налогового бремени в обществе
Налоговая система предназначена для сбора налогов, их аккумулирования и дальнейшего распределения. Часть средств идет на поддержание нормального функционирования органов власти, другая часть поступает на решение социальных вопросов. Дело в том, что рыночная экономика и конкуренция не гарантируют соблюдения прав все участников. Одни становятся богаче, другие беднеют. Кроме того, не все блага являются коммерчески выгодными, но имеют большое значение для жизни населения. Предоставлением общественных благ так же занимается государство за счет средств бюджета. В результате государство выполняет социальную функцию справедливого распределения средств в системе хозяйствования.
Каждое государство самостоятельно определяет принципы распределения налогов и налогового бремени. Например, введение акциза на определенную продукцию может быть реализовано следующим образом. Уплата акциза полностью перекладывается на покупателей, в результате чего цена на товар вырастает. Продавцы могут не увеличивать цену, тогда у производителя снизится прибыль. Возможен вариант, когда часть акциза будет включена в стоимость, тогда бремя равномерно распределится между продавцом и покупателем. Первый вариант лучше всего подходит для товаров не эластичных по цене.
Влияние на деловую активность через систему налогообложения так же является одним из инструментов распределения налогового бремени. Например, через сокращение налога на прибыль государство стимулирует деловую активность, повышая заинтересованность производителей в расширении бизнеса. Стоимость товаров снижается, что стимулирует спрос. В современных обществах косвенные налоги приносят основной доход в бюджет, а прямые налоги решают задачи по регулированию доходов граждан и корпораций.
В России система прямого налогообложения не выполняет своих функций. Схемы формирования налога содержат множества льгот, которые выступают в качестве средства стимулирования. Косвенные налоги играют существенную роль в экономике страны. С одной стороны, это стабилизирует объем поступлений в бюджет, с другой – снижает контроль над применением этих средств в экономике со стороны общества.