Национальный доход
Национальный доход – это стоимость всех благ, произведенных на территории страны, а также доходы, которые были получены гражданами в виде поступлений из-за рубежа.
Из общего дохода вычитаются все доходы, которые были вывезены иностранцами. Есть два показателя, характеризующих доходы, а именно, внутренний валовой продукт и внутренний национальный продукт. Их различие заключается в следующем. ВВП охватывает стоимость благ, которые были произведены на территории страны вне зависимости от национальной принадлежности факторов производства. Национальный продукт представляет собой совокупность стоимости благ, произведенных за пределами страны и внутри ее границ с использованием национальных факторов производства.
Структура доходов включает в себя первичные поступления, состоящие из заработной платы, дивидендов и других средств, которые идут из-за границы или передаются за нее. ВВП показывает стоимость, а национальный доход отражает именно первичный доход, который получают граждане в виде различных поступлений от участия в создании совокупного продукта.
Еще одним важным показателем является доход на душу населения. Это количественная величина, показывающая, как совокупная стоимость делится на численность граждан страны. Как правило, по нему судят об экономическом росте и уровне жизни. Хотя эксперты отказываются от этого показателя в качестве аналитической величины для изучения экономического развития. Все-таки благополучие населения является достаточно сложной и многосоставной величиной.
Индекс национального дохода на душу населения – это базовый показатель, применяемый для сопоставления экономик разных стран. Но он не показывает равномерность распределения доходов, не учитывает ущерб, наносимый окружающей среде, не учитывает теневой сектор и неоплачиваемые виды деятельности, охватывает всех продукты без разделения на полезные и вредные.
Уровень жизни
Уровень жизни в экономике описывает степень удовлетворения потребностей населения в духовных и материальных благах. Он опирается на реальные доходы и объем потребления. Уровень жизни – более широкое понятие, чем национальный доход. Он охватывает реальные доходы, степень обеспеченности людей духовными и материальными благами. Международные организации в структуру уровня жизни включают следующие элементы:
- Состояние здоровья.
- Продолжительность жизни.
- Условия окружающей среды.
- Питание.
- Бытовой комфорт.
- Социальное окружение.
- Удовлетворение культурных и духовных потребностей.
- Психологический комфорт.
Организацией Объединенных Наций был выработан свод индикаторов, характеризующих понятие «уровень жизни». Они включают в себя демографические показатели, санитарно-гигиенические условия жизни, оценку уровня потребления. Важными величинами остаются культура, образование, условия труда, занятость. Доступность продуктовой корзины, уровень цен, возможность отправиться на отдых также характеризуют уровень жизни. Из социальных аспектов внимание уделяется обеспечению и соблюдению прав и свобод человека, предоставление помощи и поддержки со стороны государства.
Некоторые аспекты уровня жизни нельзя измерить количественно, в чем и заключается основная сложность оценки. Доход на душу населения не показывает ситуацию такой, как она есть. Дело в том, что соотношение доходов и численности может быть разным для больших и малых стран со сверхдоходами. Еще одной мерой сравнения является прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет.
Связь между национальным доходом и уровнем жизни
Личные доходы населения составляют одну из статей доходов национальной экономики. Они формируются из заработной платы, дивидендов, трансфертных платежей. Средства могут поступать в том числе от иностранных компаний, банков или родственников, проживающих за границей. Все средства учитываются в структуре национального дохода. Деньги домашних хозяйств идут на потребление и сбережение. Государство заинтересовано в том, чтобы организовать движение средств, стимулировать инвестиционную деятельность. Это усиливает положение реального сектора, стимулирует предложение и способствует снижению цен на товары и услуги.
Домашние хозяйства предлагают свой труд в обмен на оплату труда. Получая средства, они вкладывают их в покупки и долгосрочные приобретения, чем стимулируют работу реального сектора. Государство занимается распределением средств в системе. С помощью косвенных инструментов оно может стимулировать или сдерживать деловую активность. Сегодня вмешательство государства направлено на сглаживание негативного воздействия цикличности экономики. Оно заинтересовано в том, чтобы спрос инвестировал в долгосрочные проекты и дорогостоящие покупки. Для этого необходимо организовать и поддерживать эффективную банковскую систему с приемлемым уровнем процентной ставки.
Рыночная экономика дает свободу выбора и возможность действовать в своих интересах. Однако она не гарантирует социального равенства. Через налогово-бюджетную политику государство занимается распределением средств в системе. Поддержка бедных слоев населения осуществляется за счет налоговых поступлений и спонсорства. Последнее дает крупным компаниям возможность снизить налоговое бремя за счет инвестирования в социальные и общественно значимые проекты. Неравенство доходов без участия государства может быть настолько большим, что вызовет социальную напряженность, конфликты. Развитые страны для преодоления такой разницы используют прогрессивную шкалу налогообложения. Она заключается в том, что размер налога зависит от размера дохода. Чем больше доход, тем больший налог придется заплатить и наоборот.
Таким образом, уровень жизни зависит от множества факторов, но определяющим является общая стабильность национального хозяйства, которая достигается за счет политических, социальных и экономических мер, предпринимаемых государственной властью.