Общее понятие об институте «национализации»
Исследование проблем института «национализации» актуально, прежде всего, тем, что изменение отношений собственности является не только одной из основ и требований осуществления эффективных экономических реформ, но и одной из центральных проблем изменений в современном обществе 21 века.
К понятиям, которые отражают изменение существующих форм собственности относится институт «национализации». Он является одним из основных методов, посредством которых можно изменить акцент в системе стимулов к экономической деятельности, и направлен на повышение эффективности национальных экономик.
Национализация – это передача в собственность государства:
- земельных и сельскохозяйственных ресурсов;
- предприятий промышленности;
- денежных и финансовых ресурсов;
- транспортных систем и систем коммуникаций;
- прочего имущества, которое принадлежит частным собственникам.
Национализация осуществляется посредством:
- безвозмездной экспроприации;
- полного выкупа;
- частичного выкупа.
Национализация может быть также осуществлена в форме деприватизации — обращение в собственность государства приватизированного раньше имущества, если были нарушены порядок и правила приватизации.
Как экономико-правовой институт «национализация» имеет ряд особенностей:
- «институт национализации» является нормальным, так как посредством его осуществляется регулирование нормальных экономических отношений;
- он является необходимым для создания условий движения национальной экономики вперед;
- «институт национализации» направлен на преодоление индивидуализма участников гражданско-правовых отношений и проведение в жизнь идей общественного интереса;
- «институт национализации» по своей экономико-правовой сути частный, так как он обеспечивает защиту интересов частных инвесторов от произвола государства;
- «институт национализации» – это вид вещно-правового института;
- «институт национализации» направлен на прекращение права «собственности частной» и возникновение права «собственности публичной»;
- «институту национализации» присущи принудительность и возмездность;
- для реализации возможностей «института национализации» необходимо принятие соответствующего властного акта, принятого в соответствии с национальным законодательством.
Особенности проведения национализации в различные исторические периоды
Социально-экономическое и политическое содержание национализации зависит от того, кем, в интересах какого класса и в какую историческую эпоху она проводится.
Так, для феодальной эпохи национализация – способ централизации государством власти в борьбе с вассалами, необходимый для укрепления монархии, способ сосредоточения в руках государства главного богатства феодального строя – земли.
Для буржуазных революций осуществление национализации земли – это способ ликвидации экономической базы феодального строя и создание условий для ускорения развития экономики государства в капиталистическом русле.
Стремительное развитие капиталистических производительных сил в 19 и 20 веках привело к тому, что отдельные отрасли и сферы национальной экономики переросли рамки существующей частной собственности, что вызывало необходимость проведения национализации в ряде стран отраслей транспорта, средств связи в интересах развития экономики, в политических (военно-стратегических) или фискальных целях.
В современной экономике процессы национализации осуществляются с целью изменения соотношения общественного и частного секторов экономики с учетом конкретной исторической ситуации. Так, в СССР в результате осуществления Октябрьской революции государство поставило своими целями в процессе национализации создать необходимые экономические и политические условия для своего выживания в условиях гражданской войны и военного времени.
Национализация как правило, затрагивает преимущественно такие сферы и отрасли экономики, отдельные производства, которые требуют значительных и долгосрочных капитальных вложений, или наиболее пострадавшие от ситуации кризиса в мировой экономике, или ставшие нерентабельными, или предприятия, которые находятся под угрозой ликвидации или в процессе банкротства. Практику национализация отдельных сфер, отраслей экономики, отдельных предприятий промышленности использовали почти все государства Европы после окончания второй мировой войны, достаточно часто национализация как экономическая мера используется и в настоящее время.
Правовые основы национализации
Право государства на национализацию, признаваемое международным правом, включает его право свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и богатствами.
Международным правом предусматривается:
- каждое государство имеет право национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность;
- в случае национализации государство обязано выплатить соответствующую компенсацию собственнику с учетом его соответствующих законов и постановлений;
- размеры компенсации должны соответствовать размерам национализируемой собственности;
- компенсация должна быть эффективной и осуществляться достаточно быстро;
- законодательство о национализации обладает экстерриториальностью.
При проведении процессов национализации необходимо также учитывать то обстоятельство, что большинство отечественных предприятий использует морально и физически устаревшие фонды и технологий. Так, согласно экспертным оценкам, около 80% отечественных предприятий остро нуждается в модернизации производства.
Таким образом, решение вопросов о национализации тех или иных объектов экономической деятельности должно осуществляться с учетом целесообразности подобных действий, степени влияния на эффективность национальной экономики в целом.