Понятие национализации
Современная смешанная экономическая система предполагает многоукладность экономики и сочетание различных форм собственности в хозяйственном комплексе. В этом случае государство принимает активное участие в регулировании производства и общественной жизни. Для этого государство использует целый арсенал политических и экономических инструментов.
Одним из таких инструментов является национализация. Она может применяться как с политической, так и с экономической целью. С политической целью национализация была проведена в России Советской властью после Октябрьской революции. В настоящее время национализация во многих развитых странах преследует экономические цели.
Национализацией называется передача в собственность государства предприятий и банков, земель, объектов инфраструктуры и другого имущества, которое ранее принадлежало частным лицам.
В мировой практике применяют два варианта национализации конфискацию и реквизицию.
Конфискацией называется безвозмездная передача объекта в собственность государства (экспроприация).
Реквизицией называется передача объекта в собственность государства через выплату полного или частичного выкупа.
Оба механизма национализации регулируются государственным законодательством. Реквизиция возможна на основе обычных договоров о купле-продаже. Во все времена национализация проводилась в соответствии с интересами правящих классов государства.
Основой правовой базы национализации является кроме национального законодательства (в России это федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О национализации» и статья 235 Гражданского кодекса Российской Федерации) Европейская конвенция по правам человека, которая была принята Советом Европы. Согласно положению данной конвенции государство имеет право лишить какое-либо лицо его собственности в интересах общества с учетом всех особенностей и процедур, предусмотренных законодательством.
Вопрос о принудительном отчуждении имущества в собственность государства в процессе национализации может быть решен на основании следующих нормативно-правовых актов:
- закона, который определяет цель, основание и алгоритм проведения процесса национализации конкретного объекта (имущества);
- специального закона о национализации имущественных объектов на общегосударственном уровне.
Цели национализации
При вынесении решения о национализации необходимо внесение дополнений и изменений в расходную часть бюджета. Принимая подобное решение, руководство государства преследует следующие цели:
- сохранить стратегически важные для безопасности государства отрасли и объекты, в которые частный капитал не вкладывается из-за высокой фондоемкости, значительных финансовых рисков и длительной окупаемости;
- вывести из-под иностранного контроля объекты, обеспечивающие экономический и политический суверенитет государства и включить их в государственный сектор;
- обеспечить осуществление мер по экологической безопасности государства;
- защитить потребителей от возможных злоупотреблений в условиях естественной частной монополии;
- осуществить структурную перестройку народнохозяйственного комплекса (если это невозможно осуществить в условиях частной собственности);
- пресечь незаконный вывод средств и прибыли из страны;
- установить контроль в случае чрезвычайных ситуаций (экстремальных) над использованием финансовых ресурсов;
- обеспечить реализацию основных социально-экономических государственных планов и проектов.
Основанием для национализации может послужить несколько обстоятельств. Одним из наиболее весомых аргументов является поддержание национальной экономической и политической безопасности. Именно с этой целью производят национализацию стратегически важных объектов и производств. Тесно с этой проблемой связаны и вопросы экологической безопасности. Частному капиталу не выгодно вносить дополнительные инвестиции без получения быстрой прибыли. А обеспечение общественных благ требует значительных затрат. Поэтому национализация является одним из самых оптимальных выходов.
Следующей группой оснований для национализации являются чисто экономические факторы. Если на грани банкротства оказываются предприятия производственной и социальной сферы, которые крайне необходимы обществу, то такие предприятия национализируются. Подлежат национализации предприятия, которые по ряду причин могут оказаться естественными монополистами на рынке некоторых товаров и услуг. Если перепрофилирование предприятия идет в разрез с интересами общества или если его владельцы пытаются незаконно вывести прибыли и активы за рубеж, то такие объекты также подлежат национализации.
Национализируются объекты, которые изначально должны принадлежать государству. Особенно это касается объектов на территории страны, принадлежащих представителям иностранного капитала. Могут быть национализированы те предприятия, которые ранее были приватизированы, а теперь подлежат возвращению в государственную собственность.
Условия проведения национализации
Национализация может быть проведена на различных условиях. Все они определяются государственными законодательными актами. Мировая практика знает следующие условия применения национализации:
- как карательная мера, без возмещения стоимости (во Франции были национализированы объекты, которые принадлежали людям, сотрудничавшими с фашистами);
- с возмещением полной стоимости объекта и убытков в процессе национализации (национализация объектов при реформировании экономики в Индии в средине ХХ века);
- с возмещением частичной стоимости объектов (законные интересы общества требуют выплату возмещения ниже рыночной стоимости на основе Конвенции по правам человека).
Существует несколько форм возмещения стоимости и убытков. Это может быть денежная форма выплат. С согласия сторон собственнику объекта могут быть предоставлены государственные облигации на определенный срок. Кроме того могут быть применены налоговые льготы как на временной, так и на постоянной основе. Форма, размер и условия выплат компенсаций регулируется соответствующим национальным законодательством.
Национализированное предприятие в России поступает в распоряжение государственного управления предприятием на правах хозяйственного ведения. В ряде зарубежных стран национализированное предприятие может быть объявлено казенным (госбюджетным) и предано в управление соответствующему ведомству. Финансироваться оно будет из государственного бюджета.
Применяется за рубежом также практика передачи объекта публичной корпорации. Она бывает очень близка к частной фирме. Но она подотчетна правительству, хоть и обладает значительной правовой и хозяйственной автономией. Возможно также долевое участие в управлении объектом как государства, так и частных лиц.