Понятие бизнес-процесса
Бизнес-процесс – это совокупность действий, позволяющих достичь конечного результата в виде услуги или продукта.
Он состоит из взаимосвязи работ и мероприятий. В управлении предприятием бизнес-процесс является одним из ресурсов, который позволяет достигать коммерческого результата. Теория менеджмента выделяет три вида процессов в бизнесе:
- Управляющий. Это процесс, который регулирует функционирование системы. Например, корпоративное или стратегическое управление.
- Операционный. Процесс, формирующий потом доходов. Он состоит из снабжения, производства, маркетинга, сбыта и даже взыскания по дебиторской задолженности.
- Поддерживающий. Направлен на обслуживание текущих процессов предприятия. Это может быть подбор персонала, техподдержка, бухгалтерский учет.
Бизнес-процесс описывает весь путь от формирования запроса от покупателя и создания готового блага. Каждое предприятие в условиях рынка стремится к минимизации расходов, поэтому снижают барьеры и задержки, провоцирующие увеличение затрат. Чаще всего, проблемы возникают на стыке двух подразделений, задействованных в выполнении одного и того же процесса. Для удобства процесс может быть разбит на составляющие. Для этого создается карта процесса, его дополнительных процессов.
Управление бизнес-процессами, создание и реализация их структуры направлены на формирование стоимости, конечной потребительской ценности. При эффективной организации процессов бизнеса исключаются любые излишние вовлеченности. Итогом становится рост полезности товара, услуги и повышение рентабельности всех звеньев производственной цепи.
Для исследования, построения и анализа бизнес-процессов применяются метод моделирования и функционально-стоимостной анализ. Так же руководство может использовать реинжиниринг и автоматизацию.
Моделирование бизнес-процессов
Наглядность бизнес-процессов необходима для управления ими и внесения в них корректировок. Специалисты применяют графические методы, обычно выраженные блок-схемами. Наиболее часто используются схемы функциональной последовательности работ, событийной последовательности и логической последовательности.
BPMN – это система описания бизнес-процессов через функциональную последовательность работ. Спецификой модели является отображение процессов в виде диаграмм. Она позволяет описать сложные конструкции, а ее диаграммы могут быть преобразованы в исполняемые модели. Цель ее применения – создание стандартного набора обозначений, который будут понятны всем специалистам. Эта модель позволяет унифицировать базовые концепции, и представить более сложные структуры.
Модель BPMN применяется при разработке организационной структуры. Ее недостатком является невозможность отражения информационных потоков. Элементами системы моделирования называют:
События, логические операторы, действия. Потоки управления, сообщений, ассоциаций. Пулы и дорожки. Данные, текстовые аннотации, группы.
Эти элементы дают возможность построить простые диаграммы, повысить выразительность модели с учетом ее спецификации. Основными объектами потока бизнес-процессов являются события, действия и логические операторы. События обычно изображаются окружностью. Существуют специализированные события – простые, сообщения, таймеры, ошибки, отмены, компенсации, условия, сигналы. Действия схемы делятся на задания, множественные экземпляры, циклические действия, развернутый подпроцесс. Логические операторы так же подразделяются.
Событийные и логические модели бизнес-процессов
Событийная цепочка процессов или EPC-моделирование представляет собой тип блок-схем, которые чаще всего применяются для планирования ресурсов и улучшения действующих процессов. Этот тип моделирования применяется для планирования потоков работ. Модель выражается в диаграммах, которые состоят из устоявшихся символов, позволяющих показать структуру потока процессов в системе.
Метод EPC был предложен в начале 90х годов. Сегодня он широко применяется организациями для моделирования, исследования и анализа, внесения корректировок в действующие системы. Элементами модели являются:
- Работа. Это действие, которое выполняется в промежуток времени.
- Организационная единица. Элемент, которому поручается выполнение функции.
- Объекты ресурса, информации, материала. Это прототипы реальных объектов.
- Соединитель. Это элемент управления, которые определяет ветвление потока работ.
- Взаимосвязи. Они объединяют потоки, сочленяя их части.
- Поток управления. Обычно представлен пунктирной стрелкой, описывает хронологическую последовательность действий.
- Информационный поток. Он учитывается при изменении функции.
Методология функционального моделирования опирается на IDEF0 модель. Она позволяет формализовать и описать процессы с учетом соподчиненности объектов. Структура модели включает в себя стрелки входа, стрелки управления, стрелки механизма и стрелки выхода. За каждой из них закреплено определенное положение. По сути, модель показывает действие, которые оказывается по отношению к определенному объекту. Устанавливая набор действий и выполняемых ими функций, объект постепенно детализируется и становится понятным. Для активностей и стрелок формируются свои словари. Там даются описания и смыслы, вкладываемые в диаграмму.
IDEF0 имеет устоявшуюся структуру. Наиболее значимый блок находится в верхнем левом углу, а наименее значимый в правом нижнем. Автор модели сам определяет последовательность размещения блоков и их соподчиненность. Взаимодействие блоков описывается стрелками, так же и взаимодействие с внешним миром. Наиболее сложными являются обратная связь управления.
Моделирование бизнес-процессов позволяет наглядно продемонстрировать комплекс осуществляемых работ и их последовательность. Формализация действий и связей необходима для выявления резервов минимизации расходов и оптимизации текущих процессов.