Особенности рыночной экономики
Экономическая система основанная на деятельности рынка называется рыночной экономикой. Рынок представляет собой непосредственный процесс обмена экономическими благами между субъектами с целью получения определенной выгоды, либо удовлетворения собственных потребностей.
В настоящее различные страны мира используют смешанную экономическую модель отношений. Она включает в себя элементы традиционной экономической формы, а также командной и рыночной.
Традиционная экономическая система, как правило, представлена народными промыслами и ремеслами. Все чаще носит культурный и исторический характер. Однако, у некоторых народностей является основным способом экономических отношений.
Командный тип экономики с директивным государственным управлением до сих пор применяется в некоторых странах. Однако, и в государствах с развитой экономикой могут присутствовать элементы плановой экономики. Обычно такие меры применяются в определенных сферах экономической деятельности, обеспечивающих безопасность и защищенность интересов государства. Кроме того, государственное регулирование определенных экономических показателей позволяет сохранять стабильное социально – экономическое положение в стране.
Рыночная экономика, как показал исторический опыт, является наиболее эффективной моделью осуществления экономического взаимодействия. Такая структура позволяет гибко реагировать на изменения внутренних и внешних факторов. Кроме того, обеспечивает участникам рынка свободу экономических действий, свободу выбора.
При этом рыночная экономика способствует и негативным тенденциям в обществе. Например, таким как:
- расслоение населения по доходам;
- накопление крупных капиталов у небольшой группы людей;
- оказывает негативное влияние на экологическую обстановку в мире;
- ориентированность на прибыль, создает дефицит экономических благ необходимых обществу, но не приносящих доход;
- конкуренция способствует сокрытию достоверной информации о производстве, о тенденциях технологического развития, а также о принципах ценообразования.
Факторы спроса в рыночной экономике
Понятие рынка и рыночной экономики не тождественны.
Рыночная экономика - это система, определяемая структурой взаимоотношений, называемой рынком.
То есть рынок представляет собой принцип совершения операций обмена между хозяйствующими субъектами.
Рынок работает на основе законов экономики. Спрос выступает определяющим фактором всех хозяйственных взаимоотношений в рыночной экономике.
Экономическая теория большое внимание уделяет изучению поведения потребителя, точнее принципам, которыми он руководствуется при совершении покупки. Принято считать, что стоимость экономического блага определяется потребителем с точки зрения его предельной полезности. То есть, решение покупатель принимает исходя пользы своему благополучию, при этом средства на покупку всегда ограничены.
Спрос показывает, что субъект имеет возможность и желание приобрести определенное экономическое благо.
На спрос влияют такие факторы, как:
- эффективность маркетинговых мероприятий;
- тенденции в моде, ожиданиях покупателей;
- благосостояние населения;
- ценообразование;
- доступность экономического блага, его количество на рынке;
- изменчивость предпочтений покупателей.
Спрос по форме своего образования может быть экзогенным, то есть формироваться под влиянием государства. Эндогенный спрос создается непосредственно в обществе, под влиянием определенных экономических факторов.
Формула расчета влияния основных факторов на увеличение или уменьшение спроса:
$Qd = Qd (P1...Pn, I, E, R, N, T, X)$
где $Qd$ – величина спроса, $P1...Pn$—цены, $I$ – доход потребителя, $E$ - ожидания потребителей, $R$ - денежный доход, $N$ - количество покупателей, $T$ – вкусы потребителей, $X$ - другие факторы.
Принимая переменные уравнения за константу, можно определить взаимосвязь спроса и цены. Но надо помнить, что в рыночной экономике большое влияние на формирование спроса оказывают неценовые факторы.
Роль спроса в рыночной экономике
Спрос влияет на предложение, можно сказать на производственную часть рыночных отношений. Колебания спроса влияют как на ценообразование, так и на разработку неценовых методов привлечения новых потребителей.
Для охвата большей доли покупателей производителю необходимо оптимизировать всю цепочку своего производства, чтобы иметь возможность установить приемлемые с точки зрения покупателя цены, при этом получить прибыль от своей деятельности.
На предложение влияют стоимость ресурсов производства, налоговая политика государства. Кроме того, на предложение отдельного хозяйствующего субъекта влияет количество конкурентов, производящих аналогичный товар.
Особенностей рыночной экономики требуют, чтобы спрос на рынке был эластичным.
Под эластичностью понимается изменение спроса в зависимости от ценовых колебаний на определенную группу экономических благ. Кроме того, эластичность показывает чувствительность потребителей к изменениям цены предложения.
Но эластичность так же может зависеть от доходов населения, поэтому различают эластичность спроса относительно цены или относительно дохода.
Эластичность спроса на экономическое благо позволяет производителям варьировать цены для достижения своих целей и задач на рынке. Так, например, для увеличения доли рынка хозяйствующий субъект может снизить цены на свою продукцию, тем самым увеличив число покупателей своих товаров. Кроме того, такая тактика позволит получить максимальную прибыль в определенный момент времени.
Для неэластичного спроса снижение цены не влияет на изменения объемов производства. К такой продукции относят товары первой необходимости, например, лекарства, обувь, электроэнергию, недорогие товары, а так же хлеб.
Спрос оказывает влияние не только в производственной сфере. Он определяет деятельность субъектов, создающих экономические блага, либо осуществляющих с ними определенные операции для получения доходов.
Реагируя определенным образом на предложение и ценовые колебания, потребительский спрос способствует совершению технологической составляющей производства, создавая условия для оптимизации производственной цепочки.
С одной стороны, это ведет к прогрессу, с другой, приводит к сокращению рабочих мест и безработице.