Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы антимонопольной политики в России

Сущность антимонопольной политики

Определение 1

Антимонопольная политика – это комплекс правовых мер, направленных на поддержание справедливой конкурентной борьбы и снижение негативного влияния монополий на рынок.

Рыночная структура такова, что ее участники неизбежно стремятся к монополизации. Каждый участник рынка хочет максимизировать выгоду, что возможно при условии монопольной власти. Однако, развитие экономики строится на справедливой конкуренции, где участники соперничают друг с другом, тем самым усиливая собственные сильные стороны. Монопольная власть ведет к асимметрии рынка, искажению информации, что делает одних производителей лидерами, а других – аутсайдерами, либо ведет к их банкротству.

Замечание 1

Основная цель антимонопольной политики – регулирование конкурентной борьбы. Она направлена на установление равных условий для всех участников отношений.

Среди методов антимонопольной политики выделяют:

  1. Ограничение монополизации рынка.
  2. Запрет на установление цен рынка.
  3. Осуществление постоянного анализа рынка.
  4. Поддержание и сохранение справедливой конкуренции.

Антимонопольная политика строится на административных, правовых, косвенных, прямых мерах. Под административными понимаются лицензирование и квотирование, контроль за ценами и качеством, законодательные и нормативные акты, субсидии, дотации, пособия, налоговые льготы, кредитно-денежные, налогово-бюджетные и тарифные методы регулирования. Политика, направленная против монопольной власти, поддерживает равные права между участниками рынка, а также развивает конкуренцию. Это способствует росту производственного выпуска, расширению потребления, повышению качества жизни населения.

«Методы антимонопольной политики в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 2

Таким образом, антимонопольная политика является частью государственной экономической политики. Она выступает средством поддержания рыночного равновесия. Появление естественных монополий, как метод эффективной организации производства в определенных отраслях экономики, так же требует государственного вмешательства.

Методы антимонопольной политики в России

Направления антимонопольной политики опираются на набор форм и мер действий, позволяющих достичь определенного результата. Выделяют три базовых метода антимонопольной политики в России:

  1. Прямое влияние на уровень цен.
  2. Изменение ставок налогов и применение льгот.
  3. Регулирование деятельности естественных монополий.

Прямое регулирование цен выражается в установление из максимально допустимого уровня. Это влияет на изменение кривой спроса на рынке. Если цена устанавливается государством, то монополист постепенно оптимизирует объем выпуска под нее. В случае, если объем выпуска будет меньше, то спрос на продукцию будет эластичным. При объеме выпуска выше указанного излишки выпуска смогут быть проданными только по минимальной цене. Кривая спроса будет убывающей. Получается, что при желании стимулировать деятельность монополиста государство устанавливает цены на максимально низком уровне. Монополисту приходится расширять производство.

Введение потоварного налога обычно представлено акцизами. Они являются частью переменных издержек монополиста. В этом случае монополист наращивает дополнительные издержки, поэтому точка оптимального выпуска смещается. Совокупный доход снижается. Проблема данного метода заключается в том, что часть налоговой нагрузки ложится на покупателя. Паушальные налоги относятся к постоянным издержкам. Они не меняют оптимального соотношения цены и объема выпуска, но изменяется объем получаемого дохода. Данный вид налога не переносится на покупателя. Налог на прибыль похож на паушальный налог.

Российская антимонопольная политика сегодня сосредоточена на следующих направлениях:

  1. Формирование благоприятной конкурентной среды, ее развитие, предотвращение недобросовестных методов конкурентной борьбы.
  2. Регулирование выполнения условий честной конкурентной борьбы и законодательных актов в отношении конкуренции.
  3. Создание нормативно-правовой базы в отношении монополистических фирм и конкурентной борьбы.
  4. Борьба с нарушителями закона.
  5. Поддержка малого и среднего бизнеса.

Самыми действенными оказались методы административного воздействия. Они направлены на предотвращение создания барьеров входа на рынок и ограничений конкуренции, противодействие сделкам, ведущим к концентрации капитала, разработка и применение эффективной системы взысканий. Антимонопольное законодательство постоянно изменяется. Это необходимо для того, чтобы действия власти соответствовали текущим требованиям рынка. В России в структуру законов за последние 10 лет было внесено 4 пакета законов и более чем 200 актов федерального уровня.

Особое внимание уделяется антимонопольному регулированию на региональном уровне. Здесь проводятся мероприятия по демонополизации рынка. Эта деятельность обычно координируется соответствующим местным органом, который отвечает за внедрение стандарта конкуренции. Регионы заключают соглашения с Федеральной антимонопольной службой, что позволяет быстрее внедрять достижения центральных органов власти на местах. Главный орган страны активно участвует в оптимизации работы естественных монополий, так как от их деятельности зависит благополучие жизни граждан страны. Например, в 2018 году ФАС сыграла важную роль в снижении тарифов на электроэнергию.

Монополия является частью рыночной структуры, но препятствует нормальному развитию национальной экономики. Меры антимонопольной политики позволяют установить оптимальное соотношение между целями реального сектора и равновесием национального хозяйства. Государственное регулирование не должно нарушать работу естественных монополий, но при этом должно обеспечивать доступность их товаров и услуг для широкого круга потребителей. Проблема сохраняется в том, что большая часть российских предприятий представлена крупными объектами хозяйствования, практически единолично владеющими рынком.

Дата последнего обновления статьи: 30.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot