Основные сведения о методике преподавания экономики
Экономика — это совокупность общественных наук, которые изучают различные аспекты производства, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов.
Значительную часть в жизни каждого человека занимает учебная деятельность. Она заключается как в усвоении знаний, опыта, которые были выработаны в течение всей истории человечества и специально отобраны для усвоения, так и в совершенствовании знаний, умений и навыков. Для осуществления учебной деятельности специально организуют функционирование и развитие образовательной системы, в процессе чего достигаются социально значимые цели и задачи.
Ученые разработали несколько теорий обучения, одни из которых могут применяться ко всем предметам и объектам изучения, а другие – к отдельным предметам или в определенных типах учебных заведений. В этих теориях выявляются и описываются главные, сущностные черты и характеристики образовательного процесса, который определяется тем, что изучается. При этом обращения отдельного внимания стоят экономические дисциплины.
Методика преподавания экономики представляет собой область общественных отношений, которая заключается в исследовании совокупности взаимосвязанных средств, методов, форм обучения экономическим предметам.
Отличительной чертой данной методики является тесная связь с экономической жизнью общества, а точнее – с производством, распределением, обменом и потреблением экономических благ. Методика должна сочетать в себе теорию и практику экономического развития (найти «золотую середину»), то есть активно использовать прикладной аспект деятельности для расширения понятийного аппарата, выявления новых принципов и формулирования законов.
Кроме того, другими важнейшими характеристиками экономики являются следующие особенности:
- сочетание теоретической стороны экономики и её прикладного характера;
- широкое привлечение данных статистики;
- взаимосвязь технологий образования с ролью знаний в экономическом развитии.
Характеристика основных методов преподавания экономических дисциплин
Наличие тесной связи между теоретическим и практическим аспектами экономических дисциплин обуславливает использование широкого набора методов обучения:
- традиционные (пассивные) формы и методы обучения – это методы, которые предполагают трансляцию преподавателем познавательной информации студентам (например, лекции, семинары, лабораторные работы и т. д.);
- активные формы и методы обучения – это методы, которые не могут использоваться без высокого уровня активности обучающихся, их самостоятельной работы и взаимодействия с преподавателем (например, навыковые тренинги, рассмотрение проблемных ситуаций);
- интерактивные формы и методы обучения – это методы, которые предполагают взаимодействие обучающихся друг с другом в режиме беседы, диалога (например, ролевые и деловые игры).
Важным условием повышения эффективности методики преподавания экономики является сбалансированное использование методов.
Основной формой организации педагогического процесса в высших профессиональных учебных заведениях являются лекции. При этом в последнее время было разработано и внедрено в преподавательскую деятельность несколько разновидностей лекционных занятий:
- традиционная лекция – разъяснение, иллюстрация, описание материала, приведение примеров;
- проблемная лекция – моделирование проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач;
- лекция-консультация – изучение тем с четко выраженной практической направленностью, когда сначала обучающимся сообщается материал, а затем – они могут задать вопросы преподавателю;
- лекция вдвоем – изложение материала в диалоге двух преподавателей, которые зачастую придерживаются различных взглядов на проблемные вопросы лекции и разыгрывают дискуссию;
- лекция-беседа – максимальное включение обучающихся в интенсивную беседу с лектором путем умелого применения диалога и полилога.
Преподавателям необходимо прекрасно понимать, что в процессе лекционного занятия у студентов неизбежно начинает уходить внимание. Поэтому лекторам нужно регулярно применять различные методы активизации внимания слушающих: задать проблемный вопрос, привести данные статистики или рассказать интересный факт.
Как правило, после лекций следуют тематически связанные семинарские занятия, которые способствуют углубленному изучению отдельных наиболее важных тем. В зависимости от содержания темы, которая изучается в рамках экономической дисциплины, семинарские занятия могут приобретать следующие формы проведения:
- прослушивание и обсуждение докладов;
- обсуждение письменных работ, которые студенты заранее подготовили и изучили;
- теоретическая конференция;
- развернутая беседа на основании плана;
- коллоквиум, то есть беседа преподавателя со студентами с целью определения степени усвоения ими знаний;
- устный опрос по теме семинара;
- экскурсия (в организацию, на предприятие, на производство т.д.);
- чтение, комментирование и анализ документов и нормативно-правовых актов;
- решения задач;
- проведение студентами (под руководством преподавателя) исследования и обсуждение его результатов и др.
Таким образом, современная методика преподавания экономических дисциплин предполагает две наиболее используемые формы преподавания – лекции и семинары, каждая из которых (в зависимости от специфики изучаемого материала) имеет несколько разновидностей.