Конкуренция — это борьба экономических субъектов за максимальную эффективность использования факторов производства при наличии единых правил для ее участников.
Функции конкуренции
По сути, конкуренция является общественной формой столкновения субъектов рынка в процессе осуществления их индивидуального экономического интереса.
В рыночной экономике конкуренция выполняет следующие функции:
- выявление и установление рыночной стоимости товара;
- сведение конкретного труда к общественно необходимому;
- содействие выравниванию индивидуальной стоимости и прибыли, исходя из производительности труда и степени эффективности производства.
Конкуренция способствует распределению как факторов производства, так и доходов согласно вкладу и эффективности деятельности каждого хозяйствующего субъекта. При эффективном использовании ресурсов производитель получает высокий доход, а при неэффективном расходовании ресурсов он несет убытки и может быть вытеснен с рынка.
Типы конкурентного поведения
Выделяют различные типы конкурентного поведения среди субъектов рыночной экономики:
- созидательное (креативное) поведение направлено на формирование предпосылок, которые обеспечивают превосходство над непосредственными соперниками;
- приспособленческое поведение учитывает инновационные перемены в производстве и предполагает копирование упреждающих действий соперников;
- гарантирующее (обеспечивающее) поведение направлено на сохранение уже достигнутой позиции.
В зависимости от степени активности участия в борьбе с конкурентами на рынке функционируют лидеры, претенденты на лидерство, ведомые и новички.
Современный рынок характеризуется регламентированной конкуренцией, которая получила название добросовестная или эффективная. На таком рынке производители не могут монополизировать продажи или производство, права потребителей не ущемляются, а поведение хозяйствующих субъектов соответствует закону.
В экономически развитых странах, в которых система рыночных отношений имеет долгую историю, конкуренция может приобретать различные формы, например, конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой.
Внутриотраслевая конкуренция возникает между предприятиями одной отрасли в борьбе за наилучшие условия сбыта и производства. Ее предпосылками становятся различия индивидуальных цен на однородные товары. Межотраслевая конкуренция возникает между предприятия из различных отраслей, которые вступают в борьбу за сферу наиболее выгодного вложения капитала. Ее предпосылками являются различная норма доходности в отраслях.
Современная рыночная экономика особое значение отводит конкуренции, которая начинается еще до непосредственного выхода товара на рынок. Предприниматели ведут борьбу за приобретаемое сырье, материалы или оборудование по наиболее низким ценам, за самое удачное месторасположение своего предприятия, за лучших высококвалифицированных сотрудников и т. д. Это приводит к появлению внутрифирменной (бухгалтерской) конкуренции в сфере улучшения качественных параметров продукта, сокращения издержек производства внутри одной фирмы.
Конкуренция как фактор концентрации производства
Конкуренция – это мощный фактор концентрации производства, а ее характер определяется степенью развитости и уровнем монополизации производственной деятельности.
Начало формирования системы антимонопольного законодательства в России связано с принятием Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарном рынке, в котором был впервые определен перечень недобросовестных методов конкуренции:
- распространение ложной, неточной или искаженной информации, способной нанести убытки либо причинить ущерб деловой репутации других хозяйствующих субъектов;
- введение потребителя в заблуждение в части способа, характера и места производства товара, а также о его потребительских качествах и свойствах;
- некорректное сопоставление хозяйствующими субъектами во время его рекламной деятельности, реализуемой или производимой им продукции с товарами прочих хозяйствующих субъектов;
- самовольное воспроизводство товарных знаков, фирменных наименований.
При отсутствии конкурентной рыночные механизмы становятся неэффективными в процессе регулирования деятельности разнообразных естественных монополий. Специфическое положение подобных монополий в российской экономике России сделало государство единственной силой, которая способна им противостоять. Следовательно, государственная политика, с закрепленными пределами и определенными правилами их рыночного поведения, должна быть направлена на укрепление роли государства как регулятора тарифного ценообразования, ограничения неконтролируемых частных монополий, изменения направленности рентного дохода в пользу государства, а также на согласования действий на федеральном и региональном уровнях. Из-за недостаточно четкого разграничения прав и ответственности властных структур в сфере регулирования естественных монополий возникают ценовые диспропорции на продукцию их отраслей между отдельными регионами, а также разрывы межрегиональных связей. Отсутствие скоординированной федеральной и региональной политики и высокая дифференциация цен и тарифов между разными потребителями осложняет деятельность некоторых регионов в едином пространстве национальной экономики.
В мировой практике стимулирование конкуренции на монопольных рынках предлагает использование следующих мер:
- расширение в отраслях естественных монополий практики конкурсного отбора на уровне регионов. Это целесообразно делать еще на этапе организации торгов на право стать поставщиком определенной продукции или услуг, так как в настоящее время такое право зачастую определяется из-за сговора рыночных субъектов без непосредственного участия региональной власти;
- ускорение формирования системы сбора и распространения информации, создание специальных региональных информационных систем, облегчающих доступ новых участников на региональный рынок.