Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Механизм рыночного ценообразования и «справедливая цена»

Рыночное ценообразование

Определение 1

Ценообразование – это процесс установления цены на готовые товары или услуги.

Особенностью рыночного ценообразования является факт свободного установления стоимости. То есть экономические агенты наделены правом самостоятельно назначать цены на реализуемые ими продукты и услуги. Однако, производителю приходится считаться с конкурентами и особенностями рынка. В экономике существует два вида ценообразования – рыночное и централизованное. Второе действует в системе командно-административного хозяйствования, когда цены на товары и услуги устанавливаются представителями государственной власти.

Рыночное ценообразование отличается тем, что равновесная цена формируется под влиянием предложения и спроса. С одной стороны, продавец имеет право устанавливать свою цену, но с другой, он ограничен естественными рамками. Даже у монополистов есть предельное значение цены, после которой покупатели просто откажутся от блага, даже если оно важно для их нормальной жизнедеятельности.

Формирование цены является одной из важнейших задач в работе предприятия и целой системы хозяйствования. Эффективная ценовая политика позволяет достигать экономических результатов, а также учитывать множество факторов, оказывающих влияние на работу хозяйственных систем. Ценообразование является одним из ключевых факторов в рыночном хозяйствовании. Установление оптимальной цены позволяет решить следующие задачи:

  1. Повышение эффективности использования факторов производства.
  2. Поддержка высоких показателей рентабельности.
  3. Удержание интереса покупателя.
  4. Продление жизненного цикла товара.

Управление ценой предполагает установление целей и дальнейшую их реализацию через систему тактических действий. Это способствует сохранению нормального функционирования экономических агентов и национального хозяйства, способствует увеличению текущего дохода и прибыли, так же грамотное ценообразование может стать залогом завоевания рынка или занятия лидирующей позиции в своей нише.

Справедливая цена

Определение 2

Справедливая цена – это цена продукта, которая является желаемой и приемлемой для обеих сторон, участвующих в сделке купли-продажи.

«Механизм рыночного ценообразования и «справедливая цена»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Обычно на рынке складывается рыночная стоимость. Она является ориентировочной ценой. При этом учитывается, что стороны осведомлены об особенностях сделки, каждая из них действует для достижения собственных результатов. Благо продается на открытом рынке, где каждый участник имеет доступ к информации. Предполагается, что цена сделки является разумным вознаграждением за объект. Стороны действуют свободно и по собственной воле. Платеж за объект осуществляется в денежной форме.

Чтобы установить справедливую цену необходимо учесть следующие условия:

  1. Особенности объекта, а также ограничения на использование и продажу.
  2. Текущая конъюнктура рынка.
  3. Предположение, что участники действуют в собственных интересах.

Основное отличие справедливой цены от рыночной заключается в том, что последняя формируется на абстрактном рынке, а первая при формировании стоимости для конкретного покупателя. При условии, что рынок развит хорошо, цены не сильно отличаются друг от друга. Если реализуемое благо уникально, то его справедливая цена может существенно отличаться от рыночной. В практической деятельности справедливая стоимость устанавливается самостоятельно предпринимателем без согласования с государственными органами. Задача предпринимателя подтвердить цену первичными документами.

Методы установления справедливой цены

Замечание 1

Задача предпринимателя состоит в установлении такой цены на свою продукцию, которая позволит покрыть издержки, выплатить налоги и заработную плату, а также сформировать доход, часть которого пойдет на дальнейшую воспроизводственную деятельность.

Ценообразование требует тщательной подготовки, оценки всех факторов и степени их влияния на конечный результат. Чтобы установить справедливую цену, может использоваться три метода:

  • Рыночный.
  • Доходный.
  • Затратный.

Рыночный подход является самым простым и популярным. Если цену можно определить этим методом, то к другим подходам даже не прибегают. Актив реализуется по цене как у конкурентов. Корректировка может вносится с учетом особенностей функционирования данного предприятия.

Самым сложным считается доходный метод. Он заключается в финансовых вычислениях, в которых учитывается множество входных данных. Может учитываться даже коэффициент дисконтирования. Здесь используются данные о денежных потоках, расходах и текущей величине. Справедливая стоимость зависит от текущих рыночных ожиданий.

Затратный подход заключается в расчете всех потенциальных расходов. Сложность заключается в том, что полную информацию получить достаточно сложно. Этот подход использует метод оценки. Он отражает сумму, которая понадобиться для того, чтобы заменить мощность актива.

Установление справедливой цены зависит от ценовых котировок на рынках активов, прямо или косвенно наблюдаемых данных, а также за счет ненаблюдаемых исходных данных. Наличие информации во многом определяет подход, который будет использоваться для установления цены. Затратный подход является самым субъективным и затратным, так как в его основе лежит оценка схожего по стоимости объекта. Но входные условия всегда изменяются, поэтому полностью учесть всю совокупность расходов достаточно сложно.

Самым удобным и часто используемым методом считается рыночный, но он не способен учитывать особенности работы отдельного предприятия. В случаях, когда рыночный подход использовать невозможно, используется доходный метод. Затратный метод применяются в исключительных ситуациях.

Корректное определение справедливой цены зависит от наличия рынка, где проводятся сделки с этим активом, информированности сторон сделки о цене, чтобы одна из сторон не начала манипулировать ценой, так же должны отсутствовать обстоятельства, которые могут вынудить совершить сделку по невыгодным условиям. При этом сделка не должна быть притворной, обе стороны заинтересованы в ее совершении.

Дата последнего обновления статьи: 05.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot