Понятие рыночной структуры
Рыночная структура – это совокупность характеристик и явлений, влияющих на поведение субъектов хозяйствования в экономике.
Рыночные отношения стали закономерным продолжением становления капиталистической отношений. Их характерной особенностью является независимость экономических агентов, их стремление к индивидуальной выгоде. Регулирование рыночных отношений со стороны государства ограничено. Свобода субъектов порождает конкурентную борьбу, которая приводит в действие рыночный механизм.
К основным элементам рыночной структуры относят:
- Количество субъектов в отрасли.
- Уникальные свойства готовых благ.
- Наличие продукта субститута.
- Уровень конкурентной борьбы.
- Рыночные барьеры.
- Доступ к рыночной информации.
- Рыночная власть.
Классификация рыночных структур включает в себя идеальные и реальные системы. К идеальным относят рынки, где действует совершенная конкуренция. Она характерна для рынков, где каждый субъект обладает доступом к рыночной информации, барьеры входа и выхода не высокие, ценообразование является свободным, не один субъект не может оказать значимого влияния на состояние рынка. Такая структура обычно рассматривается в качестве эталона. С ее помощью можно отследить тенденции в реальных системах. Реальные рыночные структуры отражают отношения, складывающиеся между экономическими агентами в практической жизни. Как правило, они характеризуют олигополистические отношения и отношения монополистической конкуренции.
Рыночная структура определяет принципы функционирования предприятий, а также построения ими хозяйственных связей и преодоления влияния факторов внешней и внутренней среды. Особенности рыночной структуры влияют на вырабатываемые стратегии и тактические действия предприятий.
Медиаиндустрия, ее особенности
Медиаиндустрия является современной сферой деятельности человека, активно использующей последние достижения науки и техники. Она оказывает влияние не только на производство, но и на культурную составляющую жизни общества. Средства массовой информации способствуют развитию таких элементов культуры, как промышленное написание текстов, формирование индустрии теле- и радио вещания, создание музыкальной индустрии, индустрии в среде Интернет и так далее. Составляющая медиа отвечает за формирование коммуникативных связей между различными объектами и субъектами рыночных отношений.
Основным ресурсом и продуктом медиаиндустрии является информация. Для общества становится важным оперативное получение необходимой информации, соблюдение принципов обработки и передачи данных, осуществление эффективного поиска и так далее. Информационные технологии все активнее используются в различных сферах жизни общества, что положительным образом сказывается на формировании фундамента для перехода к постиндустриальному обществу.
Особую роль в медиаиндустрии играет научно- технический прогресс, а значит, способность медиапредприятий внедрять в свою деятельность его последние достижения. Низкий уровень инноваций ведет к существенному отставанию от СМИ развитых стран. Особенностью современного мирового рынка стало старание границ, рост конкурентной борьбы практически в любой индустрии. В таких условиях предприятиям необходимо своевременно пересматривать свои конкурентные преимущества, а также сильные стороны, способные обеспечить эффективность функционирования в долгосрочной перспективе.
Преобразования медиаиндустрии предъявляют новые требования к организации и регулированию работы предприятий сферы СМИ. Большинство субъектов стремятся к диверсификации собственных продуктов и услуг, а для этого необходимо планировать и прогнозировать финансовые последствия внедрения последних достижений науки и техники. Одной из серьёзных проблем на этом этапе является нехватка достоверной информации о медиа отрасли. Исследование рыночных структур СМИ представляет собой относительно молодое направление в прикладной экономике. Поэтому анализ медиаиндустрии осложнений отсутствием чёткой шкалы количественных и качественных показателей.
Типы рыночных структур в медиаиндустрии
Рынок СМИ является живым и реальным. Создаваемые блага на не дифференцированы, а значит, существование совершенной конкуренции исключено. Стоит отметить, что дифференцированным является не только предлагаемый товар, но и сами средства массовой информации, а также аудитория потребителей. Ни один из секторов современной медиаиндустрии не формирует условий для рынка совершенной конкуренции, так как сам бизнес в сфере СМИ требует существенных инвестиций.
Монополистическая конкуренция наиболее характерна для однотипных товаров, которые в медиаиндустрии производятся на рынке радиовещания. Барьеры входа на рынок невысокие, что позволяет небольшим радиостанция выходить в эфир. Количество производителей влияет на продление аудитории.
Олигополия характерна для телевещания. Например, в Европе на обще национальном уровне существует не более 4х каналов. Так же существуют теплосети, которые транслируют продукт регионального производства. На телевизионном рынке наблюдаются тенденции формирования монополистической конкуренции. Дуополия может наблюдаться на рынке печатных изданий. Часто на местном уровне выпускается две газеты, посещающих все события территории.
Если конкуренция отсутствует, то могут создаваться монополии. Чаще всего они возникают в наземном бизнесе и кабельное индустрии. Это связано с особенностями функционирования сетей. Они получают право на трансляцию в определённом регионе.
Стоит отметить, что конкуренция в медиаиндустрии может быть внутренней, например, между разными газетами, или же возникать между различными видами средств массовой информации в борьбе за внимание аудитории и рекламодателей.