Понятие медиаэкономики
Медиаэкономика – это прикладное направление экономической науки, занимающееся исследованием средств массовой информации как отдельной отрасли народного хозяйства.
Медиаэкономика изучает СМИ не только, как систему, действующую в рамках рыночных отношений, но и как структуру, формирующую условия и элементы медиапроизводства. Особое внимание в медиаэкономике уделяется вопросам функционирования предприятий медиасферы. Исследование проводится в конкретных направлениях СМИ. При этом изучается поведение, как потребителей, так и производителей продуктов медиа сферы.
Средства массовой информации интегрированы в социальные процессы общества, а значит, оказывают воздействие на общественно-политические изменения, социальные преобразования. Это воздействие рассматривается на макроэкономическом уровне в качестве инструмента влияния на сознание населения, а также метода распространения информации, установления коммуникации между отдельными социальными группами.
Еще одним направлением медиаэкономики является медиаэкономикс. Это прикладная наука, занимающаяся вопросами экономии на предприятиях СМИ. Она направлена на оптимизацию использования медиапредприятиями имеющихся ресурсов, а также на повышение эффективности их функционирования. Предприятия этой сферы обладают не только материальными, но и нематериальными активами. Под материальными ресурсами понимаются деньги, техника и технология, различное оборудование, программное обеспечение. Нематериальным активом выступает информация, квалификация сотрудников, которые влияют на создание востребованного и актуального контента.
Особенностью медиаэкономики является двоякость производимого предприятиями продукта. Прежде всего, медиапредприятия создают информацию и доводят ее до потребителя. Так же они оказывают услуги рекламодателям. То есть, создавая востребованный контент СМИ становятся интересны покупателям, тем самым они расширяют свои рынки сбыта. Чем выше интерес аудитории, тем эффективнее работа с рекламодателями.
Особенности постиндустриального общества
Развитые страны в мире находятся на пороге перехода к постиндустриальному общественному укладу. Постиндустриальное общество характеризуется следующими признаками:
- Высокопроизводительная промышленность.
- Развитый инновационный сектор.
- Высокая доля сферы услуг в ВВП.
- Справедливая конкуренция.
- Занятость большей части населения в сфере услуг.
В постиндустриальном обществе промышленность стремится к сокращению своих мощностей за счет автоматизации процессов, использования качественных инновационных преобразований. Главной движущей силой производства становятся научные и технические разработки. Базой развития является индустрия знаний и информации. Труд, как ресурс, отличается высоким профессионализмом индивидов, уровнем образованности, творческим потенциалом сотрудников. Развитие постиндустриального общества осуществляется с помощью интенсивного использования человеческого капитала, который состоит из высокопрофессиональных специалистов, способных самостоятельно проявлять ответственность за результат, мыслить новаторски.
Причинами формирования постиндустриальных экономических отношений называют:
- Высокие темпы преобразований в научной и технической сфере жизни мирового сообщества.
- Внедрение средств автоматизации и искусственного интеллекта.
- Специализация труда требует от сотрудников высокого уровня образования и квалификации.
- Внушительная часть населения живет в комфортных условиях, что стимулирует интерес к интеллектуальной и творческой деятельности.
- Со стороны населения растет спрос на качественные услуги.
- Основным средством производства становится квалификация наемного персонала.
Отличительной особенностью постиндустриального общества является сосредоточенность на индивидуальных характеристиках человека. Доля физического труда быстро снижается, растет потребность в интеллектуальных навыках. Производители увеличивают расходы на повышение квалификации сотрудников, понимая, что основной хозяйственный потенциал сосредоточен в человеческом капитале.
Постинудстриальное общество и современная медиаэкономика
Главным продуктом рынка становится информация. Особенностью информации, как объекта хозяйственных отношений, является сохранение права собственности на нее владельцем даже в случае совершения продажи. На сегодняшний день информация является одним из самых дорогих и востребованных товаров. Домашние хозяйства постиндустриального общества предъявляют высокие требования к качеству потребляемых товаров и услуг, в том числе к информации.
Постиндустриальное или информационное общество отличается следующими характеристиками:
- Ускорение научно-технического прогресса.
- Снижение роли материального производства.
- Развитие сектора услуг.
- Изменение мотивов экономической деятельности индивидов.
- Модификация социальной структуры.
Информация, выступая в качестве главного ресурса и продукта потребления, требует последовательной работы, а также развития наукоемких отраслей народного хозяйства. Многие специалисты считают, что постиндустриальное общество характерно не только для развитых стран. Потребление информации и знаний осуществляется практически во всех странах мира, благодаря средствам массовой информации. Государственные услуги, общественные продукты становятся доступными с помощью средств телекоммуникации и высоких технологий. То есть, происходит формирование новых принципов общественной и экономической жизни общества во всем мире.
Медиаэкономика испытывает повышенный интерес со стороны специалистов и субъектов хозяйствования, так как требования к информации в последнее время несколько изменились, теперь на первый план выходят ее качество и системность.