Формат радиовещания – это жанровое содержание, стиль и направление подачи материала на радиостанции.
Форматы радиовещания
Программная политика любой коммерческой радиостанции – это важнейший фактор ее успеха. Современные радиостанции стараются выпускать в эфир те новости и музыку, которые привлекут как можно большую аудиторию, интересующую рекламодателей. В данном случае речь идет не о большом объеме слушателей, а об определенных характеристиках аудитории – уровне дохода, потребительском поведении, покупательских привычках, стиле жизни и т.д.
Каждая радиостанция предлагает тот тип вещания, который на первый взгляд кажется единственно оригинальным. Однако, при классификации радиостанций по типу радиовещания основой является соотношение в эфире музыки и информации. Выделяют четыре типа радиовещания:
- Информационное вещание, при котором музыки в эфире почти нет. Это как правило «закольцованные» новостные выпуски с постоянным обновлением данных по мере их поступления, содержащие рекламные вставки. В некоторых случаях вместе с выпусками новостей транслируются короткие ток-шоу. В качестве примера такой радиостанции можно привести «Эхо Москвы»;
- Информационно-музыкальное радиовещание, при котором соотношение информации и музыки равняется 60-70% информации против 30-40% музыки;
- Музыкально-информационное радиовещание, при котором соотношение информации и музыки прямо противоположное;
- Музыкальное радиовещание, при котором на короткие рубрики и новостные выпуски выделяется 10-20% эфирного времени, а остальное на музыку.
Под форматом радиовещания понимается концепция радиостанции, которая включает в себя содержание, вещательные ритмы, эстетические нормы, манеру работы ведущих, а также иные специфические особенности организации радиопередач. Формат представляет собой определенные рамки, некий концептуальный режим вещания, отражающий предпочтения целевой аудитории.
На радиорынке выбор того или иного формата связан с возможностью радиостанции привлечь определенный тип рекламы при помощи создания своей аудитории. Следование конкретному формату радиовещания на сегодняшний день является экономической основой радиоиндустрии.
Главный признак определения целевой аудитории – это возраст и социальный статус слушателей, к примеру, 25-35 лет – активно работающее население, 15-25 лет – учащиеся, молодежь.
Можно выделить следующие основные критерии, которые определяют формат радиостанции:
- Музыка;
- Новости;
- Работа ведущего;
- Вербальные фрагменты в программе;
- Самореклама и игры;
- Рекламные сюжеты;
- Имидж и т.д.
Как показывает практика, основу деятельности большей части коммерческих радиостанций составляют не более 20 форматов. Конечно же, существуют варианты их реализации, зависящие от национальных условий, музыкальных и культурных традиций страны, положения радиовещания в СМИ. Между тем деятельность всех радиостанций основывается на нескольких базовых программных концепциях, представленных ниже.
Adult Contemporary. Данный формат предназначен для взрослого населения и предполагает трансляцию современной популярной музыки. Существует несколько подформатов, каждый из которых рассчитан на конкретную аудиторию. Например, АС 45 плюс транслирует в основном музыку великих исполнителей для женской аудитории 25-54 лет и т.д..
Adult Top 40. Хиты настоящего времени с консервативным уклоном. Данный формат используют радиостанции, стремящиеся быть «хитовыми» на своем рынке и не потерять при этом взрослых слушателей.
Mainstream CHR. Формат основан на современных хитах, спрограммированных на активную аудиторию населения в возрасте 18-34 года.
EHR. Формат европейского хит-радио, в котором большая часть хитов исполняется европейскими певцами и музыкальными группами.
NHR. Формат национального хит радио, в котором преобладают разные направления популярной национальной музыки.
Modern AC. Это ниша, которая объединяет в себе форматы Hot AC и Alternative, рассчитана на зрелую, но молодящуюся аудиторию.
Rhythmic CHR. Pop-формат, основой которого являются современные хиты в стиле R&B и Dance. Достаточно популярен среди молодежи.
Alternative Rock. Передовые направления современной рок-музыки в сочетании с альтернативным роком прошлых лет.
Active Rock. Сочетание классического рока и нового рока. Аудиторией данного формата являются мужчины 18-49 лет.
Также выделяется такой формат, как новости и/или разговорное радио, который является альтернативой музыкальному радио, т.к. в основу положены речевые программы. Программная специфика данного формата – это сочетание новостных выпусков с ответами на телефонные звонки слушателей в прямом эфире.
Тенденции развития радиоиндустрии
В развитии современного радиорынка России выделяются следующие основные тенденции, определяющие поведение важнейших игроков:
- Концентрация рынка, образование и развитие холдингов. При жесткой конкуренции радиостанции не в состоянии выживать в одиночку. Создание холдингов дает возможность снизить некоторые затраты, занять большую долю на рынке, увеличить объемы привлекаемых рекламных средств. Рекламодатели получают доступ не к одной, а к нескольким аудиториям.
- Необходимость большей сегментации радиостанций в холдингах. В настоящее время радиостанции общего формата не пользуются популярностью, поэтому происходит разделение на ниши. В одном холдинге создаются радиостанции, которые ориентированы на разные аудитории.
- Другая тенденция современной радиоиндустрии – это появлении проектов, сомнительных с позиции коммерческой состоятельности. Многие радиостанции, стремясь предложить оригинальный формат, не выходят на необходимую аудиторию, поэтому экспериментируют с концепциями.
В заключение следует отметить, что радио в современном мире остается самым доступным и дешевым средством массовой информации, а единственным источником доходов коммерческих радиостанция является размещение рекламы.