Сущность медиаэкономики
Медиаэкономика – это относительно молодое прикладное направление экономической науки, занимающееся изучением средств массовой информации как отрасли национальной экономики.
Производство информационного продукта давно привлекает интерес экономистов. Отрасль СМИ является одной из самых прибыльных на сегодняшний день. Здесь обращаются огромные финансовые средства, поступающие от рекламодателей. Кроме того, средства массовой информации создают общественно полезный продукт, создают условия для проведения досуга, предоставляют доступ к новым знаниям.
Исследование СМИ осуществляется в двух направлениях:
- Макроэкономическое направление занимается вопросами влияния медиапредприятий на общественное сознание, изучает интеграцию медиаотрасли в социальные и политические процессы.
- Микроэкономическое направление ставит своей задачей исследование принципов эффективного использования факторов производства в работе СМИ. Так же оно занимается установлением принципов функционирования медиаотрасли.
Особенностью медиаэкономики считается сдвоенность создаваемого продукта. Медиапредприятия действуют сразу в двух направлениях. Прежде всего, они создают медиапродукт, предавая форму информации, наиболее удобную для потребителя. Привлекая аудиторию предприятия СМИ становятся востребованными рекламодателями. Некоторые ученые считают, что товаром на рынке СМИ является не информация, а доступ к вниманию и времени аудитории. Получается, что потребитель получает товар, который медиапредприятия считаю наиболее востребованным, а под общественно полезную информацию отводится не более тридцати процентов эфирного времени.
Таким образом, медиаэкономика является относительно новым направлением в фундаментальной науке. Она изучает возможности медиарынка как с коммерческой стороны, так и со стороны влияния на общественное сознание.
Базовые понятия медиаэкономики
Знание ключевых терминов и понятий медиаэкономики важно для специалистов, работающих в экономической журналистике. Кроме того, функционирование медиапредприятий в рыночных условиях требует знаний о закономерностях, событиях и явлениях в хозяйственных системах. Чтобы управлять экономическими субъектами в отрасли СМИ важно понимать принципы организации их работы, планирование, прогнозирование и осуществление контроля над исполнением принятых управленческих решений.
Ключевым понятием медиаэкономики является термин экономика, который означает искусство ведения домашнего хозяйства. Под экономикой может пониматься исторически сложившийся хозяйственный строй, присущий определенной местности. Так же это может быть фундаментальное научное знание, исследующее возможности удовлетворения потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов. Макро- и микроэкономика в отрасли СМИ изучают хозяйственные системы различного уровня организации
В сферу интересов микроэкономического направления медиаэкономики входит анализ состояния медиаиндустрии. Она складывается из действий отдельных субъектов хозяйствования, отношений, складывающихся между ними. Функционирование медиапредприятий ведет к активизации органов государственной власти, разработке определенных решений в экономической среде. Применение микроэкономического анализа является необходимым и закономерным практических для любых хозяйственных структур. Но, экономика СМИ отличается от экономик других отраслей в следующих направлениях:
- Специфические рынки, где субъекты вступают в конкурентную борьбу друг с другом.
- Природа и уровень конкуренции на рынках СМИ.
- Монопольные характеристики
Таким образом, современный специалист СМИ должен разбираться не только в журналистике, но и в экономическом устройстве для того, чтобы обеспечить эффективность функционирования медиапредприятия, а значит и всей отрасли в целом.
Рынок в медиаэкономике
Большинство экономических систем используют рыночную систему отношений. Она имеет следующие отличительные черты:
- Свобода субъектов хозяйствования.
- Ограниченная роль государства.
- Разнообразие форм собственности.
Независимость экономических агентов, их стремление к индивидуальной выгоде порождает конкурентную борьбу, которая способствует установлению рыночного баланса между предложением и спросом, а также формированию справедливой рыночной цены. На рынке СМИ действуют продавцы и покупатели. Первые представлены медиапредприятиями, действующими по законам рынка. Они стремятся увеличить свою прибыль за счет принятия определенных коммерческих и экономических решений. Потребителями информационных услуг являются домашние хозяйства и субъекты хозяйствования других отраслей.
Стоит отметить, что рынок СМИ – это рынок продукта двойственной природы. С одной стороны, медиапредприятия создают информационный товар, востребованный обществом. С другой сторон, самая большая прибыль субъектов формируется за счет размещения рекламных сообщений или продажи времени и внимания своей аудитории рекламодателям. Некоторые ученые считают, что настоящим товаром на рынке СМИ является не информация, а аудитория. При этом население потребляет не тот продукт, в котором нуждается, а тот, который способен расширить рынки сбыта.
Рынок СМИ активно взаимодействует с населением, воздействуя на социальную и политическую составляющую жизни общества. В этом случае рынок представляет собой медиапространство, где презентуются идеи, концепции, ценности и идеология. Часто рынок СМИ называют рынком идей. Такая терминология отражает характер производимого продукта, требующего творческого и интеллектуального труда.