Сущность медиаиндустрии
Медиаиндустрия - это отрасль национальной экономики, воплощающая в себе все передовые научные и технические достижения человечества.
Этот вид индустрии производит уникальный продукт информационного содержания. Медиапредприятия могут создавать тексты, рекламу и маркетинговые материалы, выпускать телевизионные и радиопередачи, способствовать продвижению музыкального продукта, печатных изданий, компьютерных программ. Сюда же относят Интернет-индустрию.
Интерес к средствам массовой информации, как источнику коммерческого дохода неуклонно растет. Потребность в досуге и развлечениях возникла в начале двадцатого века, когда рабочие получили право на законный отдых. Максимальные доходы в медиаиндустрии наметились к середине пятидесятых годов прошлого века. Печатная продукция выпускалась огромными тиражами и быстро раскупалась. На смену газетному делу пришло телевидение. Более шестидесяти лет оно удерживало ведущие позиции на рынке СМИ, и оставалось одним из самых влиятельных СМИ вплоть до 2010 года. На сегодняшний день популярностью пользуется среда Интернет, а другие медиапредприятия стремятся подстроиться под новые требования рынка.
На сегодняшний день медиаиндустрия представляет собой одну из наиболее доходных отраслей народного хозяйства. Она способна воздействовать на общественное мнение через внесение новых идей и ценностей в народные массы. Услугами масс-медиа пользуются политические и социальные организации, а также субъекты хозяйствования, продвигающие через СМИ свои товары и услуги.
Медиаиндустрия постепенно преобразуется, используя новые изобретения науки и техники. Сейчас наблюдает слияние аудиовизуального сектора и Интернета. Популярность виртуального вещания среди молодежи продолжает неуклонно расти. Другим СМИ приходится подстраиваться под изменяющие потребности аудитории. Лояльность аудитории приносит ощутимые доходы от продажи услуг рекламодателям.
Организация аудиовизуальной индустрии
Самым массовым средством коммуникации на сегодняшний день является телевидение. При этом оно является наиболее затратным, но способным приносить внушительные доходы. Например, в США на долю телевидения приходится около 20% от всех доходов медиаиндустрии. Тот же показатель в Великобритании составляет 28%.
Телевизионная индустрия включает в себя две основных группы предприятий:
- Вещательные компании, то есть предприятия, распространяющие телевизионный сигнал.
- Продюсерские компании, занимающиеся производством информационного продукта.
Самыми крупными предприятиями телеиндустрии являются телесети, а также национальные и региональные телекомпании. Последние занимаются созданием и распространением программ.
Аудиовизуальный сектор СМИ является самым обширным. Сюда относят не только традиционное телевидение, но и радио, кабельные сети, спутниковое ТВ и видеопроизводство. Электронные или онлайн-медиа очень близки по своей сущности к аудиовизуальным, однако, обладают своей спецификой, поэтому обычно рассматриваются отдельно.
С экономической точки зрения большое значение в аудиовизуальном секторе играют высокие технологии. Они стали продолжением научно-технического прогресса в сфере организации досуга и развлечений. Все глобальные преобразования и открытия в науке тут же отражались на индустрии СМИ. Например, совершенствование распространения звука не сразу привело к восприятию радио как отдельной медиа отрасли. Толчком послужило массовое производство радиоприемников, давших доступ населению к радиовещанию.
Еще одни процесс, повлиявший на аудиовизуальную отрасль СМИ, - это становление индустриального общества. Сама отрасль повлияла на формирование массовой аудитории, способной одновременно и слушать, и смотреть предлагаемый информационный продукт. Массовая аудитория положительным образом сказалась на доходах аудиовизуальной индустрии, предоставив широкие географические охваты, анонимность высоко востребованные рекламодателями.
Развитие аудиовизуальной индустрии
Массовая аудитория аудиовизуального сектора СМИ повлияло на принципы их экономического функционирования. Рекламодатели получили доступ к большому числу индивидов, что преобразовало телевидение и радио в коммерческие структуры. Благодаря этому аудитория получила условно бесплатный доступ к различным программам. Стоит отметить, что домашние хозяйства расплачиваются с аудиовизуальными предприятиями СМИ своим временем и вниманием.
Коммерческие структуры этого сектора конкурируют с общественным вещанием, строящимся на принципах социальной и политической миссии СМИ. Это направление аудиовизуальной индустрии занимается формированием определенных ценностей, идей и взглядов у телезрителей и радиослушателей.
Массовая аудитория конкретизирует деятельность коммерческих СМИ. Массовое вещание приравнивает ее к потребительскому рынку. Чем больше аудитория, тем выше потенциальная прибыль медиапредприятий данной сферы. У радиовещания есть своя специфика. Его доходы напрямую зависят от сегментации аудитории. Фрагментация осуществляется по следующим признакам:
- Музыкальные предпочтения.
- Демографические особенности.
- Социокультурные признаки.
Приравнивание массовой аудитории к потребительскому рынку делает ее одним из источников дохода аудиовизуального сектора. Внедрение абонентской платы за пользование товаром медиапредприятий является ценой за предоставляемый информационный контент.
Таким образом, аудиовизуальный сектор положил начало формированию массового потребления продукции СМИ. В свою очередь совокупный потребитель повлиял на характеристики и особенности функционирования предприятий СМИ, действующих на рынке радио и телевизионной продукции.