Понятие медиаэкономики
Медиаэкономика – это отрасль национального хозяйства, состоящая из системы предприятий, создающих специфический товар – информационные услуги, рекламу.
Медиаэкономика оказывает спектр услуг для государства, частного сектора и домашних хозяйств. Она представляет собой социальную науку, изучающую поведение предприятий медиасферы на рынке. Стоит помнить, что средства массовой информации в обществе выполняют свою роль и задачи, поэтому для определения медиаэкономики необходимо обратить внимание на экономическую журналистику. Это новое научное направление, которое сложилось в результате трансформационных изменений, происходящих под влиянием технологических, организационных и экономических факторов в журналистике.
Средства массовой информации выполняют задачи, которые ставит перед ними общество. Теория журналистики структурирует информационное поле, а специалисты в области экономики изучают и оптимизируют работу медиапредприятий. Для того, чтобы этот сложный механизм мог функционировать, важно создать условия для эффективного взаимодействия социологов, медиаэкономистов и представителей журналистики.
Медиаэкономика выполняет ряд функций, характерных для других социальных наук. Среди них выделяют:
- Формирование научного кластера для оптимизации работы медиасистем.
- Создание комплекса прикладных наук, включающего в себя медиаменеджмент, медиамаркетинг, экономику медиапредприятия.
- Разработка моделей управления медиапредприятиями и информацией.
- Формирование прогнозов, позволяющих исследовать изменения в структуре медиасистем.
- Влияние на общественное мировоззрение с целью построения оптимального исторического периода.
- Разработка методологии для прикладных дисциплин.
Главной целью медиаэкономики можно назвать выработку модели функционирования субъектов медиапространства, способных эффективно осуществлять свою экономическую деятельность.
Медиаэкономика в России
Стимулом для появления нового направления в экономике стали преобразования экономической системы России. На современном этапе прикладная наука развивается согласно традициям, сложившимся в мировой практике. Рассматривая российскую медиаэкономику с этой позиции можно ей дать несколько определений:
- Российская медиаэкономика – это научная дисциплина изучающая и поведение СМИ в хозяйственной среде.
- Медиаэкономика в России – это совокупность взаимодействующих субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность в сфере СМИ.
Предметом науки выступает хозяйственная деятельность средств массовой информации, а объектом – СМИ, как субъекты, осуществляющие экономическую работу. Для отечественных предприятий сфере медиа характерна конкурентная среда, поэтому ее исследование требует изучения процессов, закономерностей и явлений.
Медиаэкономика, как и экономическая теория, анализирует отрасль медиа с микро- и макроэкономической точки зрения. На микроуровне рассматривается работа предприятий, закономерности из развития, а также анализируются отдельные процессы и явления в системе. На макроуровне изучается влияние отрасли на общее экономическое состояние национальной хозяйственной структуры. Субъектами отношений в сфере медиаэкономики являются экономические агенты, осуществляющие свою деятельность в СМИ.
Работа предприятий приводит к возникновению взаимосвязей между ними, а так же с другими экономическими агентами. Образуется специфическая среда со своими законами и принципами развития. Она исследуется специалистами прикладного направления медиаэкономики.
Медиаэкономика в России появилась сравнительно недавно. Несмотря на это уже издано достаточно большое количество публикаций, научных статей, теоретических выкладок о принципах функционирования предприятий средств массовой информации. Эти материалы разбирают и структурируют технологии, применимые для отрасли СМИ.
Исследование СМИ средствами медиаэкономики
Средства массовой информации привлекают все больше внимания со стороны ученых и других специалистов. Связано это со следующими причинами:
- СМИ являются быстроразвивающейся, влиятельной сферой деятельности, где задействованы крупные инвестиции и капитал.
- Эта отрасль действует не только для получения прибыли, но и для обеспечения специфических нужд общества.
Можно сказать, что медиаэкономика является системой научных знаний, определяющей принципы функционирования и эффективности работы одной из самых прибыльных отраслей народного хозяйства.
Продукт медиаэкономики – это досуг, который выбирает общество, переключая внимание с других методов развлечения. Казалось бы, что предлагаемый СМИ продукт является бесплатным для населения. Однако, стоит помнить, что одним из самых ценных ресурсов в экономике считается время. Потребители расплачиваются с предприятиями СМИ своим временем и вниманием. Так же известно, что чем выше уровень образования и грамотности населения, тем выше его потребность в организации качественного досуга. Статистические исследования показывают правомерность этого утверждения. За период с 2000 по 2005 год расходы домашних хозяйств в США на получение информации и развлечения выросли в несколько раз.
Основной фокус прикладной экономики сконцентрирован на предприятиях. Благодаря их работе осуществляется предоставление потребителю специфического товара. В рамках микроэкономики так же рассматриваются медиарынки, а также поведение потребителей и производителей медиауслуг.
Помимо экономического подхода к рассмотрению эффективности журналистики и работы медиаструктур, исторически используют и политический подход. Связано это с тем, что СМИ оказывают прямое воздействие на представления населения о текущих событиях в стране и мире. Они выступают рычагом формирования картины мира у широких масс. Медаиэкономика стала продолжением преобразований, происходящих в мировой хозяйственной системе.