Принципы маржиналистской теории
Одним из ведущих принципов маржинализма является субъективно-психологический подход.
Суть субъективно-психологического подхода заключается в том, что в качестве фактора всех экономических изменений рассматриваются изменения в настроении индивидов (паника, уныние, оптимизм, разочарование и т.д.).
Разные школы в рамках маржинализма по-разному трактовали этот принцип. Наиболее яркое выражение он получил в австрийской школе, но и другие маржиналисты рассматривали экономические процессы с точки зрения изолированного субъекта, его личных оценок выгод и потерь. Маржинальные теории базировались на объяснении экономических понятий и явлений через призму таких оценок.
Второй основополагающий принцип маржинализма – принцип рационального экономического поведения.
Принцип рациональности экономического поведения означает, что субъект, принимающий решения, стремится максимизировать выгоды и минимизировать издержки.
Маржиналисты рассматривали рыночную экономику как совокупность действующих рационально субъектов. В условиях приоритета психологических факторов данный принцип крайне важен, поэтому он также получил яркое отражение в австрийской школе.
Третьим является принцип редкости.
Смысл принципа редкости заключается в предположении об ограниченности благ, ресурсов.
Принцип редкости стал причиной того, что в основу теории стоимости была положена позиция потребителя, теория полезности, а не трудовая теория.
Принципы экономического анализа трактовались в разных маржиналистских школах по-разному:
- Австрийская школа в исследованиях опиралась на причинно-следственные зависимости.
- Представители кембриджской школы этот принцип категорически отвергали, предпочитая функциональный анализ.
В ходе функционального анализа интерес представляет только сам факт существования зависимости, ее вид, но не определения, что является причиной, а что следствием. Такой подход позволил широко применять математические и статистические методы анализа.
Принципиально новым для маржинализма как направления в целом стало применение предельных величин – в противоположность классической школе, оперировавшей только средними и общими показателями.
Важным для маржинализма является принцип идеологической нейтральности.
Идеологическая нейтральность маржинализма состоит в том, что экономическая теория отказывается от примесей социологических наук, принимая структуру общества как данность (а не предмет анализа) и помещая в центр внимания отношения хозяйствующих субъектов с благами.
Маржиналисты даже отказались от термина «политическая экономия» в пользу нейтрального «экономикс» для того, чтобы подчеркнуть отход от политики и идеологии.
Вклад маржиналистской теории в экономическую науку
Маржиналисты, основываясь на новой методологии, сконструировали охватывающую все разделы экономики целостную систему. Данная система, получившая прочный математический фундамент, господствовала в развитых странах с конца XIX века до Великой Депрессии.
Внеисторический, идеологически-нейтральный маржинализм и в настоящее время продолжает служить теоретической основой многих экономических концепций.
Заслугой маржиналистов стал поворот экономической науки к проблемам спроса и потребления, импульс для исследований ценообразования и рынка. Такие проблемы, как ограниченность и редкость ресурсов, психологические мотивы экономического поведения и другие стали неотъемлемой частью прикладных и теоретических исследований.