Ранний маржинализм. Австрийская школа
Самая ранняя школа маржинализма сформировалась в Австрии, поэтому она получила название «австрийская школа». Второе название – «психологическая школа». Основателем австрийской школы признан профессор Венского университета Карл Менгер. Именно им были сформулированы основные положения теории предельной полезности, базирующиеся на описании индивидуальных актов обмена. Идеи Менгера были развиты другим профессором Венского университета – Фридрихом фон Визером, который использовал принцип предельной полезности применительно к оценке издержек производства. Наиболее полная версия теории предельной полезности принадлежит министру финансов и президенту Австрийской академии наук Ойгену фон Бём-Баверку.
Центром теоретических построений представителей австрийской школы является субъективно-психологический подход. Они противопоставили классической трудовой теории ценности и теории прибавочной стоимости Карла Маркса собственную теорию ценности, в соответствии с которой основой цены блага являются не затраты и не качество (потребительная стоимость) блага, а субъективная оценка полезности (более точно – предельной полезности) блага субъектами экономического процесса.
Предельная полезность – это субъективная оценка индивидом последней единицы имеющегося блага.
В соответствии с первым законом Госсена, удовольствие от потребления снижается по мере увеличения объема потребления (удовлетворения потребности). Поэтому предельная полезность зависит от количества доступного блага, а также от динамики потребления. При этом потребительная стоимость всех единиц блага (однородного) определяется последней единицей, наименее важной для потребителя.
Второй закон Госсена определяет, что участники обмена стремятся к достижению максимума выгоды за счет равномерного удовлетворения потребностей, выравнивания предельных полезностей разных благ. Участник обмена стремится рационально распределить имеющиеся средства между разными покупками.
Продавец определяет для себя нижнюю границу цены, покупатель – верхнюю. Рыночная цена определяется в этом интервале в ходе столкновения и примирения обеих сторон.
Главным недостатком выкладок австрийской школы является практически полный отказ от учета влияния издержек производства на определение ценности.
Поздний маржинализм. Кембриджская школа
В последней трети XIX века условия функционирования предприятий претерпели существенные изменения, выросла концентрация и монополизация производства, рыночные отношения приобрели характер несовершенной конкуренции, что потребовало пересмотра теоретических положений.
Значительный вклад в развитие маржинализма внес основатель кембриджской школы Альфред Маршалл. По сути, он заложил основы неоклассического направления, рассматриваемого историками экономических учений как второй этап развития маржинализма.
Хотя в целом кембриджская школа придерживалась методологической основы раннего маржинализма, ее представители отказались от приоритета субъективных оценок и причинно-следственного метода. В кембриджской школе был выработан собственный метод – метод частичного равновесия.
Основной постулат теории ценообразования А.Маршалла – ни спрос, ни предложение не оказывают решающего влияния на определение цен; они формируют цену как равнозначные элементы.
Новым в связи с этим стало различение периодов анализа:
- в коротком периоде производственные мощности не меняются;
- в длительном – производитель может вовлечь новые мощности;
- в весьма длительном – меняется структура и численность населения, техника производства.
Кембриджская школа разработала концепцию эластичности спроса.
Эластичность спроса – это соотношение между изменением объема спроса и цены на товар.
У товаров с эластичным спросом объем спроса изменяется сильнее, чем цена, с неэластичным – слабее.
Идеи кембриджской школы господствовали вплоть до вытеснения их кейнсианством, однако и до сих пор их влияние на науку велико.
Поздний маржинализм. Американская школа
Основателем американской школы маржинализма была Джон Бейтс Кларк. По мнению ученого, предметом экономической науки должны быть вопросы распределения совокупного дохода общества. Заслугой американской школы является дополнения арсенала маржиналистских методов методом статики и динамики.
Американская школа развивает теорию ценности, предполагая возможность разделения ценности товара на ценности отдельных его свойств, полезность каждого из которых может быть определена самостоятельно. Разные группы покупателей выбирают разные свойства как основные для себя.
Авторству Кларка принадлежат закон специфической производительности (по факторам производства, что позволяет обосновать справедливость прибыли и отсутствие эксплуатации) и закон предельной производительности капитала.
Особенностью американской школы является попытка перенести методы предельного анализа на макроэкономический анализ.