Особенности государственного регулирования макроэкономической политики
Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Оно влияет на ход экономического цикла, продолжительность и характер фаз цикла, частоту возникновения кризисных ситуации и т.д.
Действия государства, которые направлены на регулирования экономики для сохранения темпов ее роста, ограничения инфляции и повышения занятости, называется макроэкономической политикой. Отсюда ключевой задачей макроэкономической политики считается достижение равновесия между безработицей и инфляцией.
Правительство в рамках экономической политики оказывает влияние на процессы, протекающие в экономике страны, и прогнозирует их результаты. Поэтому и одним из субъектов экономической политики и подразумевают именно государство. А также в их состав входят региональные и местные институциональные организации, и негосударственные объединения.
Различают следующие виды государственного регулирования:
- денежно-кредитное;
- налоговое;
- ценовое;
- социальное;
- внешнеэкономическое.
Кредитно-денежное регулирования – это государственное воздействие на денежное обращение и объем денежной массы. Посредством Центробанка правительство регулирует выпуск и общую массу денег. Оно также устанавливает ставки банковского ссудного процента, выпускает различные ценные бумаги.
Регулирование в сфере налогообложения осуществляется с помощью установления объектов, назначения налоговых ставок, льгот и освобождения от уплаты налогов отдельным категориям физических и юридических лиц. Это касается и таможенного регулирования. Налоги – это главный источник доходов бюджета государства.
В условиях рыночной экономики государство может устанавливать предельный уровень цен, при этом запрещать повышение выше установленной нормы. Государство предоставляет дотации тем предприятиям, которые несут убытки. Государство формирует предельные уровни рентабельности для монополий.
Социальное регулирование предусматривает обеспечение поддержки социально незащищенных слоев населения, поддержания условий жизни, которые необходимы любому человеку. Оно также создает возможности пенсионного обеспечения, помощи сиротам, инвалидам и другим нуждающимся людям.
Под государственным регулированием внешнеэкономической политики понимаются меры воздействия на структуру экспорта и импорта, ведение внешней торговли, контроля за движением капитала, сырья, материалов, товаров и услуг из страны у страну и валютный обмен. Такое регулирование позволяет повысить эффективное взаимодействие между государствами и обеспечить экономическую безопасность.
Теории регулирования макроэкономической политики
Первая теория макроэкономического регулирования была сформулирована ДЖ. Кейнсом. Его учение определяется как принцип «государственного активизма». Эта концепция была ответом на мировой экономический кризис в XIX века в США и некоторых других странах.
В XX веке некоторые страны пытались усилить регулирования экономики. Поиск оптимального варианта государственного регулирования было и остается темой для обсуждения политиков и экономистов.
В истории отмечаются следующие подходы к оценке государственного вмешательства в экономику:
- меркантилизм;
- классическая теория;
- марксизм;
- кейнсианство;
- монетаризм.
Первой экономической школой считается школа меркантилизма XV-XVII вв. Она рассматривала золото и серебро, а позже и излишки производства, как источники богатства. Именно меркантилисты пропагандировали развитие международной торговли, призывали стимулировать экспорт и сдерживать импорт. Сторонники данного направления отмечали необходимость вмешательства государства в экономику для пополнения казны.
Представители классической экономической школы А. Смит и Д. Рикардо (вторая половина XVIII-начало XIX вв.) доказывали, что главной движущей силой экономического развития является стремление предпринимателя удовлетворять свои собственные интересы. Основным регулятором выступает не государство, а рынок который эффективно контролирует распределение ресурсов, автоматически устанавливает рыночный баланс (между спросом и предложением). Отличительными характеристиками данной теории являются: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
Основателем следующей экономической теории, именем которого она была названа, считается английский экономист Д.М. Кейнс. Кейнсианство обосновывает необходимость государственного вмешательства в экономику. Основными способами инструментами государственного регулирования являются:
- стимулирование совокупного спроса посредством поощрения инвестиционной деятельности;
- осуществление оптимальной бюджетно-налоговой политики;
- организация государственного планирования;
- увеличения уровня занятости населения;
- расширение государственных социальных программ.
Основные положения школы марксизма заключаются в ликвидации частной собственности и конкуренции, целенаправленном влиянии государства на социально-экономические процессы на основе общественной собственности.
Экономическая теория монетаризма распространяла отказ от активного государственного регулирования экономики и отдала предпочтение организации контроля за денежным обращением.
Методы макроэкономического регулирования
Выделяют прямые (административные) и косвенные (экономические) методы макроэкономического регулирования.
Прямые методы – это совокупность обязательных требований и распоряжений для выполнения субъектами хозяйственной деятельности. Но административные методы ущемляют права субъектов и свободу ведения деятельности.
Основные виды прямых методов: лицензирование; квотирование; политика доходов и ценовая политика.
Использование прямых методов основывается на силе госвласти и законодательство. Сфера их применения довольно широкая. Это регулирования деятельности монополистических рынков, сохранение невоспроизводимых природных ресурсов, определение необходимых параметров жизни населения, защита национальных интересов страны и др.
Косвенные методы прямо не запрещают и не ограничивают деятельность хозяйствующих субъектов. Но они принуждают их принимать решения о рациональности изменения своей деятельности (расширение, сохранения или ликвидации) в изменяющихся экономических условиях.
К косвенным методам относятся мероприятия налоговой, бюджетной монетарной и внешнеэкономической политики.